Юбилей как точка отсчёта

Дария КОЖАМЖАРОВА, ректор ТарГПИ

Измерение времени в людях и свершениях

Сегодня система педагогического образования подвергается реформированию, модернизации. Вне сомнения, перемены нужны. Но они, прежде всего, предполагают анализ того, что было сделано ранее, оценку возможностей и планирование перспектив. К сожалению, в текучке дел у многих до этого редко доходят руки. Но бывают моменты, позволяющие отвлечься от суеты и, как в киноленте, увидеть и оценить сделанное, чтобы понять, куда идти. Таким событием бывает юбилей. 

Сегодня Таразский государственный педагогический институт является самым крупным вузом страны, занимающимся подготовкой педагогических кад-ров. Он представляет собой крупнейший учебный, методический комплекс и культурно-просветительский центр.

Все значимые достижения вуза за последние годы связаны в первую очередь с богатой 50-летней историей, преемственностью поколений ученых-педагогов и приумножением передового педагогического опыта.

 

Большая команда

На сегодняшний день в ТарГПИ обучаются 6000 студентов: очно — 4050, заочно — 1950 человек.

Профессорско-преподавательский состав — 400 человек, из них 170 сотрудников с учеными степенями и званиями. В институте трудятся 15 докторов наук — шесть молодых PhD докторов. Остепененность профессорско-преподавательского состава — 50 процентов.

В рамках программы привлечения зарубежных ученых в топ-менеджмент вуза впервые в истории ТарГПИ, а также других педагогических вузов страны на должность проректора по стратегическому развитию и инновациям приглашен ученый из Злинского университета имени Томаша Бати доктор Джэйсон Бэлл.

В вузе ведется обучение по 27 специальностям бакалавриата. Реализуются пять образовательных программ в режиме эксперимента: «Математика и информатика», «Педагогика и методика начального обучения и изобразительное искусство и черчение», «Химия и биология», «Биология и география», «Начальная военная подготовка и физическая культура и спорт». Подготовка ведется для работы в условиях малокомплектных школ, которых в Жамбылской области 140.

22 сентября 2017 года ТарГПИ получил лицензию на осуществление образовательной деятельности послевузовского образования по специальности 6М010900 — Математика.

 

Материально-техническая база

Таразский государственный педагогический институт располагает материально-технической базой, необходимой для ведения образовательной деятельности. В частности, в восьми учебных корпусах общей площадью 32749,1 квадратного метра размещены лаборатории и кабинеты, учебные мастерские, аудитории и лекционные залы.

В институте по 27 специальностям функцио-нируют 52 учебные, научные лаборатории и научно-исследовательская агробиостанция. Кабинеты и центры оснащены новейшими интерактивными средствами обучения, современной методической литературой и дидактическими материалами.

В институте имеются два современных актовых и шесть спортивных залов, оборудованных современным инвентарем и тренажерами, общей площадью 2070 квадратных метров и два открытых спортивных комплекса общей площадью 10000 квадратных метров. Иногородние студенты проживают в общежитии, рассчитанном на 460 мест.

 

Научная деятельность

ТарГПИ является аккредитованным вузом, все 26 образовательных программ института прошли процедуру специализированной аккредитации в Независимом казахстанском агентстве по обеспечению качества образования в 2016 году. Также в мае 2017 года Министерством образования и науки РК институт был аккредитован в качестве субъекта научной и научно-технической деятельности.

Вуз имеет значимые достижения в области научно-педагогических исследований. В 2017 году профессорско-преподавательский состав института опубликовал 30 статей в международных журналах с ненулевым импактфактором (формальный численный показатель важности научного журнала), 68 пуб-ликаций в материалах зарубежных конференций. Также было опубликовано более 400 статей на международной виртуальной коммуникативной площадке G-Global, в рейтинге которой ТарГПИ входит в первую десятку.

В вузе реализуются научные исследования в рамках грантового финансирования МОН РК: «Алаш қайраткерлері мұралары концептуалдық тенденциясының Мәңгілік Ел идея-сымен біртұтастығы және жаһандық әлеуеті», руководитель — академик НАН РК, доктор исторических наук, профессор Дария Кожамжарова; «Об ограниченной обратимости и спектральные свойства сингулярных дифференциальных операторов смешанного типа», руководитель — доктор физико-математических наук, профессор Мусахан Муратбеков, вошедший в топ 50 лучших ученых Казахстана; «Модернизация высшего педагогического образования: внед-рение и реализация дуальной системы обучения при подготовке педагогических кадров на примере инновационного сотрудничества ТарГПИ и Назарбаев Интеллектуальной школы (г. Тараз)», руководитель — доктор педагогических наук, профессор Клара Бузаубакова.

 

Международные связи

ТарГПИ заключено 65 международных договоров в области науки и педагогических исследований. С нами сотрудничают более 40 университетов Европы и Азии. Увеличено количество двухдипломных образовательных программ с вузами-партнерами — Московским педагогическим государственным университетом, Шэньсийским педагогическим университетом, Университетом Чанцзы по трем образовательным программам 5В010100 — «Дошкольное обучение и воспитание», 5В010900 — «Математика», 5В011800 — «Русский язык и литература».

В 2016 — 2017 учебном году активизировано сотрудничество института с Кембриджским университетом, Северо-Западным университетом Минцу и другими. С Шэньсийским университетом и Университетом Чанцзы планируется организация языковых практик по изучению китайского языка студентами ТарГПИ, казахского и русского языков — студентами из Китая.

В текущем году в рамках сотрудничества ТарГПИ и Кембриджского университета реализован совместный проект на тему «Языковое погружение и интегрированное обучение в условиях трехъязычного образования» по образовательным программам 5В011200-«Химия» и 5В011400-«История», который основан на технологии CLIL (Content Language Integrated Lеarning — Предметно-языковое интегрированное обучение).

Создается совместный научный журнал The Eurasian Journal of English Studies (EJES) совместно со Злинским университетом имени Томаша Бати (Чехия).

ТарГПИ участвует в программе Европейского союза в области образования, профессионального обучения, молодежи и спорта «Эразмус+» совместно с Софийским университетом (Болгария).

Ежегодно несколько десятков студентов выезжают учиться в рамках программы академической мобильности в отечественные и зарубежные вузы.

 

Академическая политика

С 2015 года по восьми образовательным программам: «История», «Информатика», «Химия», «Математика», «Биология», «Физика», «Педагогика и методика начального обучения», «Дошкольное обучение и воспитание» — ведется подготовка трехъязычных специалистов. В этом году мы выпустили 40 трехъязычных учителей. Общее число студентов трехъязычных групп составляет 328 человек.

По пяти образовательным программам: «Дефектология», «Дошкольное обучение и воспитание», «Физическая культура и спорт», «Профессиональное обучение», «Дизайн» — с 2014 года ведется обучение по дуальной системе, в рамках которой 60 процентов учебного времени студенты проводят на базах практик и местах будущей профессиональной деятельности.

Студенты ТарГПИ ежегодно занимают призовые места на научных конкурсах и предметных олимпиадах на республиканском уровне. Так, в 2016 — 2017 учебном году в предметных республиканских олимпиадах приняли участие 17 команд, 15 из них завоевали первые, вторые и третьи места.

За последние три года обучение в зарубежных вузах по уровневым программам центра педагогического мастерства автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальная школа», «Өрлеу» и языковым курсам прошли 345 профессоров и преподавателей института.

В вузе с 2016 года функционируют центр повышения квалификации для учителей Жамбылской области и подготовительное отделение Foundation для абитуриентов института в рамках трехъязычной политики, на котором обучаются 40 слушателей. Открыты лаборатории естественно-научного профиля (физика, химия, биология), робототехники и кибернетики (функционируют 50 робототехнических комплексов Lego, Tetrix, Arduino).

В этом году был создан и функционирует детский университет Kids University для поддержки и развития у школьников интереса к естественным наукам, робототехнике, формирования коммуникационных навыков, развития творческого потенциала среди учеников.

За последние годы в институте созданы научно-исследовательские центры по изучению Туркестанского края, «Бауыржантану», «Мониторинг и педагогические исследования», «Инновации в образовании», «Коррекционная поддержка речевого развития детей», «Самопознание», «Педагогическое мастерство», «Центр повышения квалификации», «Психологическая поддержка «Relax».

В преддверии празднования 50-летия вуза открывается аллея Ректоров, конференц-зал имени Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева, музей истории развития института имени Ж. Баласагуни.

Гордостью ТарГПИ являются его выпускники. За полвека выпущены более 37 тысяч прекрасных, креативных педагогов. Среди них Герой Труда Республики Казахстан, отличник народного просвещения Казахской ССР, ветеран педагогического труда Аягуль Миразова, заместитель председателя Мажилиса Парламента РК Гульмира Исимбаева, экс-вице-министр образования и науки, ныне ректор ТарГУ имени М. Х. Дулати Махметгали Сарыбеков, ректор Таразского инновационно-гуманитарного университета, доктор филологических наук, профессор Ерболат Саурыков, заведующая кафедрой ТарГПИ «Общая педагогика и психология» доктор педагогических наук, профессор Клара Бузаубакова.

 

Трансформация образовательной модели

В настоящее время происходит трансформация образовательной модели вуза по подготовке бакалавров и в последующем магистров и докторантов.

В Жамбылской области функционируют 140 малокомплектных школ, что составляет 30 процентов от общего количества. Возникает проблема в обеспечении этих школ качественными педагогическими кадрами. Мы намерены и дальше готовить учителей-предметников для этого сектора академической среды нашей области в рамках сдвоенных специальностей бакалавриата, а также в последующем с использованием основных и дополнительных образовательных программ вуза Major и Minor.

Осуществляется переход к студентоцентрированному обучению, который способствует повышению мотивации к обучению, созданию зоны комфорта и, соответственно, психологического благополучия в учебной деятельности наших студентов. Особенность сегодняшнего преподавания заключается в стремлении профессорско-преподавательского состава организовать учебный процесс через призму академических потребностей студентов, анализ результатов обучения, построение индивидуальных образовательных траекторий, а также учет неформального общения в рамках учебного процесса, усиления роли самостоятельной работы студентов. Таким образом, обучение для наших студентов становится интересным, доступным и комфортным.

Мы продолжаем работу по качественной реализации параметров Болонского процесса через имплементацию (реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне и включение международно-правовых норм в национальную правовую систему) образовательных программ высшего педагогического образования к требованиям европейского образовательного пространства. Данная работа заключается в гармонизации образовательных программ, переходе к академической самостоятельности, преемственности среднего и высшего образования в рамках обновления его содержания.

В традициях лучших исследовательских и национальных университетов наш вуз вплотную подошел к вопросу внедрения результатов научно-педагогических исследований в учебный процесс, а в ближайшее время и к разработке собственных инновационных образовательных программ для подготовки педагогов современного формата.

Результативность духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи достигается через дессиминацию общенациональной идеи Мәңгілік Ел в учебно-воспитательные процессы вузов и школ.

С целью решения задач в сфере государственной образовательной политики, развития потенциала ТарГПИ мы определили семь основных приоритетов:

1) модернизация образовательной деятельности института с учетом мировой практики — трансляция опыта Назарбаев Университета, методики Кембриджского университета и МПГУ;

2) переход к научно-инновационной деятельности на основе интеграции науки, образования и производства — реализация исследовательских проектов в рамках научно-образовательных консорциумов; привлечение к сотрудничеству зарубежных научно-исследовательских центров;

3) оптимизация системы управления — реализация принципов автономности вуза в академической и управленческой деятельности, повышение профессионального уровня сотрудников в области менеджмента, гармонизация образовательных программ подготовки педагогов с опытом НИШ;

4) развитие кадрового потенциала на основе многоуровневой системы подготовки квалифицированных педагогов за счет воспитания собственных кадров, приглашения иностранных преподавателей, реализация программ послевузовского образования;

5) развитие инфраструктуры, создание комфортной среды для реализации потенциала студентов, сотрудников и профессорско-преподавательского состава;

6) интернационализация образования, расширение академических и культурных интересов вуза, экспорт образовательных услуг;

7) обеспечение финансовой устойчивости вуза для повышения эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств.

Дария КОЖАМЖАРОВА,
ректор ТарГПИ, академик Национальной академии наук РК,
доктор исторических наук, профессор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту