Железнодорожники против

Железнодорожники будут отстаивать памятник

Памятник советской эпохи могут сдать на металлолом

На территории Таразского локомотиворемонтного депо находится один из старейших паровозов, воздвигнутый на постамент как памятник славным трудовым традициям железнодорожников. Для деповских он не только исторический артефакт, но и часть их жизни, память о тяготах и победах. Поэтому известие о том, что памятник намереваются сдать на металлолом, повергло их в шок. 

В свое первое путешествие паровоз № 4161 «Эш» отправился еще в 1921 году, когда тысячи рабочих прокладывали стальную магистраль из Туркестана в Сибирь. В годы Великой Отечественной войны он прошел тысячи километров пути, транспортируя военных, припасы, оружие, грузы, которые труженики тыла собирали для фронта. На нем же и встретили Победу труженики железной дороги.

На постамент паровоз вознесли сами деповские рабочие в 1975 году. Все эти годы важные мероприятия — от посвящения в профессию до проводов на пенсию — проходили у памятника. Здесь же фотографировались только что поступившие в профессионально-техническое училище на специалистов железной дороги.

В 1992 году возле свидетеля Турксиба деповцы вместе с семьями отмечали независимость нашей страны. В начале 2000-го, почти 100 лет спустя, он был признан самым старым из уцелевших паровозов на магистральной сети в Казахстане. А в 2004 году в честь столетия казахстанской железной дороги по решению руководства АО «НК «Қазақстан темір жолы» паровоз демонтировали и отправили в Астану.

Два года спустя в честь 75-летия Турксиба в День железнодорожников на том же месте установили паровоз № 3576 «Л». Он чуть «младше» предыдущего, был собран в 1954 году, однако по его внешнему виду не скажешь, что прослужил паровоз более полувека. Кажется, поставь его на рельсы, и он двинется, отбивая ритм колесами. А все это заслуга железнодорожников, которые добросовестно следят за реставрацией и сохранностью мемориала.

Стоять бы памятнику целый век, как его предшественнику в столице, но недавно он в качестве собственности перешел директору Щучинского ТОО «Рауан-Бурабай» Рамазану Махаеву. Новый хозяин, недолго думая, принял решение о демонтаже паровоза и сдаче на металлолом.

«Мы чтим историю, уважаем труд наших коллег и, ухаживая за памятником, отдаем дань памяти ветеранам железной дороги. Наши дети приходят сюда по праздникам, бегают возле паровоза, мы рассказываем им о том, какой долгий путь он проделал. Если это такая ненужная вещь, от которой можно избавиться, сдав на металлолом, то почему же предыдущий паровоз был торжественно перенесен в Астану? Это ведь наследие, память. Память нельзя уничтожать», — написал председатель профсоюзного комитета Таразского локомотиворемонтного депо Лесбай Рыскалов от имени коллег в обращениях, адресованных генеральному директору ТОО «Қамқор Локомотив» Мурату Амирову и президенту АО «НК «Қазақстан темір жолы» Оралхану Кулакову.

Сам Лесбай-ага посвятил работе на железной дороге 44 года и считает своим личным и профессиональным долгом сохранить достопримечательность. Он надеется, что руководители названных компаний прислушаются к его доводам и примут разумное решение.

Анель АБДИМОМЫНОВА,
Виктор БАРБАШ (фото)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»