Журналистика — большое искусство

Несипбек Даутайулы

А задача литературы — вникнуть в тайны человеческой натуры

Наш сегодняшний гость — заслуженный деятель Казахстана, лауреат международной литературной премии «Алаш», победитель международного литературного конкурса «Дарабоз», обладатель Гран-при международного литературного конкурса «Рух», член правления Союза писателей и международного пен-клуба литераторов, почетный член международного евразийского писательского сообщества Несипбек Даутайулы. 

— Несипбек-ага, творческую деятельность Вы начинали с журналистики. Ваши очерки и публицистика печатались в местных и республиканских газетах. Ваш очерк «Красное яблоко» стал победителем специального конкурса республиканской молодежной газеты «Лениншіл жас» (нынешняя «Жас алаш»). После этого Вас пригласили работать в этом издании собственным корреспондентом по Жамбылской, Шымкентской и Кызылординской областям. Но Вы отказались. А в конце прошлого века Вас приняли на работу в главную газету страны «Егемен Қазақстан» собственным корреспондентом по Кыргызстану. Но за время работы в данном издании не было опуб-ликовано ни одного Вашего материала. Как Вы объясните это?

— Со временем я стал больше склоняться к писательству. Именно в это время работал над романом «Могущество и скорбь». Никогда не забуду благородный поступок тогдашнего главного редактора газеты «Егемен Қазақстан», ныне директора института литературы и искусства имени М. Ауэзова академика Калижана Уалихана. Он сказал: «Можешь не заниматься газетными материалами, главное, допиши роман». А зарплату я получал регулярно.

— Изредка от молодых коллег можно услышать, что Вам следовало не оставлять журналистику, параллельно занимаясь писательством. Они хорошо знакомы с Вашей публицистической книгой «Будущее нации в возрождении». Некоторые из них по отдельным Вашим трудам из той книги писали и защищали дипломные работы.

— Человек должен соразмерять свои силы и способности. Нельзя браться за все, что нравится. Нужно сделать выбор и идти по тому пути, который близок тебе по духу. Я понял, что писательство — это мое. Конечно, журналистика — тоже большое искусство. Но только для тех, кто действительно одарен. И все же журналистика не литература. Журналистика есть своего рода летописец сегодняшнего дня, человека данной эпохи. Ее основная задача заключается в том, чтобы доносить до людей сегодняшнюю информацию. А литература — более сложный процесс. Настоящая литература способна вникнуть в секреты и тайны человеческой натуры, проанализировать хорошие и плохие этапы жизни в целом, значимые события, происходящие на той или иной стадии развития общества, мечты и чаяния людей той или иной эпохи, понять значение самой жизни, глубины человеческих страданий и счастья. Писательство требует от человека самопожертвования, потому что в каждом произведении он живет жизнью других людей, испытывает любовь и ненависть, благородство и зависть, в общем, все человеческие добродетели и пороки. А чего стоят удары судьбы и коварство окружающих?! Но все это зависит от таланта и выбора самого человека. Писательство — мой выбор.

— Молодой литератор Мольдир Гарифоллакызы про Вас писала, что Вы никогда не переступали через истину в деле создания образов, подняли казахскую прозу на новый уровень. А на недавнем Вашем семидесятилетнем юбилее талантливый писатель Жусипбек Коргасбек сделал обзорный доклад о Вашем творчестве. Он, в частности, сказал, что если со временем имя Несипбека Даутайулы и забудется, никогда не забудется образ Человека-жеребца, который он привнес в казахскую литературу. И предложил поставить ему — Человеку-жеребцу — памятник. На телевизионной встрече с молодежью в Астане писатель-классик Толен Абдиков сказал: «Чтобы понять тенденцию развития современной казахской прозы, читайте повесть Несипбека Даутайулы «Белый щенок». Нам стало известно, что лауреат Государственной премии Республики Казахстан Сатыбалды Нарымбетов начал писать сценарий для съемок художественного фильма по этой повести. Ваш рассказ «Судьба» завоевал Гран-при в номинации «проза» литературного конкурса «Рух», который впервые проводился в прошлом году. Какие цели Вы ставите перед собой, когда пишете такие произведения?

— Отечественная литература пережила большие испытания. Например, она в свое время оказалась в тисках красной идеологии, и многие одаренные писатели не смогли в полной мере проявить себя. Понятно, что литература, созданная в условиях, где нет свободы мысли и слова, не может удовлетворить спрос поколения, выросшего в эпоху независимости. Другими словами, все, что было написано вчера, сегодня начало терять смысл и значение. С обретением независимости мы вошли в иной мир, который на протяжении десятилетий находился за железным занавесом. Оказалось, что мировая цивилизация в своем духовном развитии ушла далеко вперед. И чтобы безболезненно влиться в нее, казахской литературе XXI века нет смысла оставаться в рамках только национального колорита. Литература не есть айтыс, который был и остается национальным достоянием. Литература — это искусство, которое должно отражать духовное богатство нации через мировоззрение каждого индивида. Это крайне трудная задача, с которой могут справиться лишь одаренные писатели. К счастью, таковых в современной литературе немало.

— Молодые литературные критики обращают внимание на то, что Вы в своих произведениях используете редко встречающиеся в национальной литературе методы. Молодой литературовед Анар Кабдуллина в статье «Художник, пишущий о кризисе духовности» утверждает: «Несипбек Даутайулы — глубокий и мастеровитый художник с прекрасным слогом. Знакомясь с его творчеством, я поняла, что национальный постмодернизм берет начало с произведений Несипбека Даутайулы». Расскажите подробнее о своей творческой кухне.

— Стиль и методы в литературе в разное время формировались за счет выводов философов. Магические, мистические, сюрреалистические, мифические методы передачи истины рождаются от способности писателя опережать время. Целью является изменение подавленного, упаднического настроения читателя, пробуждение в нем страсти, жажды жизни. Вот в этом и заключается основная задача литературы. Особенно для молодежи. Она помогает молодым людям быстрее познать такие вечные истины, как жизнь и смерть, белое и черное.

— Что Вы можете сказать о поддержке молодых жамбылских писателей?

— Моя помощь заключается не в том, чтобы писать за них стихи или рассказы. Хамит Есаман, Турсынбек Султанбеков, Табигат Абаилдаев, Нуржан Кадырали, Данияр Алимкул, Арайлым Жаксылык, Жангазы Ахмет, Наурызбек Саршаев — победители и лауреаты литературных конкурсов, проводимых во всех уголках нашей страны, произведения каждого из них уже публиковались в центральных изданиях и знакомы читателям. При каждой встрече с ними, в личных беседах обмениваемся мнениями по таким животрепещущим темам, как будущее страны и народа, честь и достоинство, история нации, честность, умение радоваться успехам тех, кто идет рядом, умение оставаться человеком в любых жизненных ситуациях. Молодые ребята, объединившиеся в литературный клуб «Қайран жастық», созданный при центральной областной библиотеке, не нуждаются в чрезмерных похвалах. Знаешь, у нас появилось много людей, которые пишут книги. Казалось бы, хороший знак. Но вчитайтесь в эти книги, и что вы в них найдете? Ничего поучительного, ни о какой художественности и речи нет. Авторы в основном люди преклонного возраста. Поэтому предлагаю областным властям направлять деньги, выделяемые на выпуск книг местных авторов, на издание произведений молодых талантливых писателей и поэтов. Думаю, так обществу будет значительно больше пользы, чем тратить те же деньги на печатание разного рода безвкусицы.

— Кстати, поэт Хамит Есаман стал директором Жамбылского областного филиала Союза писателей Казахстана.

— Молодых не нужно водить за руку, следует оказывать поддержку, подсказывать и давать направление. Вначале я рекомендовал Хамита в Союз писателей. Приняли. Накануне последнего съезда рекомендовал его в члены правления Союза. Прошел. Рекомендовал его собственным корреспондентом республиканской газеты «Егемен Қазақстан» по Жамбылской области. Приняли. Рекомендовал директором Жамбылского филиала Союза писателей. Назначили…

— У кого и чему учится писатель?

— Нельзя отказываться от хороших примеров. Но подражание или переписывание есть плагиат. Главная школа — природа. Высота гор, глубина или течение воды, порыв ветра, восход и закат солнца, марево и туман, ливень и смерч и другие поразительные природные явления. Все, что есть в нас самих, мало отличается от природы. Художественная литература, впитавшая в себя их воспитание, есть произведение интуиции. Герой подбирается моим воображением в соответствии с природой произведения. Образы обособляются согласно исполняемым ими ролям в соответствии с сюжетом. Через диалоги находят отражение не похожие друг на друга их внутренний мир, поведение, характер, намерения, психологические особенности. Наверное, это связано с литературно-конструкторскими способностями, которые закладываются в человеке при рождении. В процессе написания произведения на ум приходят неожиданные мысли, с которыми обычно не сталкиваешься. То есть произведение обогащает и самого автора.

— Вас удовлетворяет состояние общества?

— Общество — это ведь мы сами, каждый из нас. Своего рода совокупность наших поступков, здравомыслия, образа мышления, совести, чести и достоинства. Жаль, что некоторые не воспринимают эту истину. Во всех бедах и проблемах обвиняют общество. Тем самым бросают камень в сторону власти, которая взяла на себя ответственность за будущее общества, каждого из нас, которая определила путь нашего продвижения вперед, обеспечивает единство, мир и спокойствие в государстве. Такое отношение к роли власти от низкого уровня самосознания. Подумайте, почему Елбасы Нурсултан Назарбаев написал статью «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»? Время резко изменилось. Мы столкнулись с ранее неизвестными испытаниями, вызовами, порожденными новой эпохой. В таких условиях следует уяснить, что единство власти и народа в руках властных структур. Пришло время одинаково почитать их обоих. Сегодня самой главной ценностью модернизации является народная память. Всеобщая модернизация сознания. Чтобы проблемные вопросы решались образованными и инициативными людьми. Возьмите нашу область. Недавно у руля региона стал грамотный руководитель, и во всех сферах жизни начались позитивные подвижки. Народ видит это. Наконец-то, говорят люди, мы почувствовали, что и у нас могут быть изменения к лучшему. Наконец-то, говорят жамбылцы, к нам пришел грамотный руководитель, способный повести нас за собой. Это радует. Вы, представители средств массовой информации, должны знать мнение народа, должны анализировать изменения в настроениях людей, писать о новшествах, которые привнес в нашу жизнь новый руководитель региона. Я выше говорил о необходимости единства власти и народа. Сейчас такой процесс наблюдается у нас, и мы не имеем права упустить такой важный момент. Это главная тема журналистики на сегодняшний день. В связи с чем нельзя не сказать об исключительной ответственности средств массовой информации за объективность освещения как жизни народа, так и деятельности властных структур.

— Победителями первого международного литературного конкурса «Рух» стали одни представители старшего поколения. Как Вы смотрите на то, чтобы уступать дорогу молодым писателям?

— У этого конкурса нет деления писателей на молодых и старых. В нем участвовали писатели из Казахстана, России, Беларуси, Китая, Украины, Монголии, всего 899 человек. И победу присуждали не по возрасту. Хотя справедливости ради нужно сказать, что немало молодых писателей и поэтов стали лауреатами конкурса. А вот Гран-при и призовые места достались лишь самым достойным. Среди них есть и зарубежные участники. Если говорить о месте представителей старшего поколения, то кто из писателей Казахстана может сравниться с Тынымбаем Нурмагамбетом, не говоря уже о молодых писателях и поэтах? Вот что я вам скажу: молодые, прежде чем думать о призовых местах в конкурсах, должны научиться хорошо писать. Никто им не присудит призовых мест, сколько бы они ни просили.

— В чем причина того, что Вы не получили Государственной премии, хотя Вас номинировали?

— Да, на Государственную премию была номинирована моя двухтомная книга. И причину того, что она не получила премию, одни увидели в ее названии — «Человек-жеребец», другие — в межродовых распрях. Я не знаю, кто из них прав. Но думаю, что не смог в полной мере реализовать идею либо попросту не повезло. Как бы там ни было, я не отчаиваюсь, не рву на голове волосы. Знаю, что мои книги больше востребованы читателями, чем произведения некоторых лауреатов Государственной премии. Что еще нужно писателю?!

— Произведения каких казахских писателей и поэтов читаете?

— Сейчас редко читаю. Изредка, когда выдаются свободные минуты, перелистываю произведения видных писателей и поэтов, которые в свое время прочитал.

— Как Вы относитесь к популярности? Вы сейчас один из самых известных в стране писателей. Наверное, нет читателя, который не встрепенется при упоминании имени Несипбека Даутайулы. Недавно к нам в область приезжала ведущая программы «Мәселе» национального телеканала Гульжазира Галикызы. В пресс-службе акима области она первым делом спросила: «А где Человек-жеребец?» Не по имени, а по названию Вашего произведения искала Вас. Это свидетельствует о том, что Ваши книги читаемы. По словам нашего Наурызбека Саршаева, когда Вы получили Гран-при конкурса «Рух» в Астане, один молодой писатель при всей честной компании воскликнул: «Я счастлив встретиться с Вами живьем!» Литературоведы и поэтессы Карлыга Ибрагимова, Гульзинат Бектас, Алия Даулетбаева и другие часто берут у Вас интервью и посвящают Вам стихи.

— Мне нет дела до популярности. Кто гонится за известностью, со временем деградирует и теряет все. Другое дело, если чиататель сам ищет и находит твои произведения. Раз затронули этот вопрос, расскажу вам вот что. В республиканской национальной библиотеке в Астане состоялась творческая встреча с читателями «Қазыналы қайнар». В Казахском национальном университете в Алматы на факультетах журналистики и филологии на занятиях по теории литературы читаются лекции по моим рассказам. Студенты Академии искусств в Астане через талантливого писателя-драматурга, преподавателя этого учебного заведения Розу Муканову передали просьбу организовать встречу со мной. Недавно приезжал представитель «Казахфильма» и предложил снять художественный фильм по моей повести «Белый щенок». За написание сценария взялся лауреат Государственной премии Республики Казахстан кинорежиссер Сатыбалды Нарымбетов. Некоторые мои произведения литераторы алматинских высших учебных заведений используют в своих кандидатских и докторских диссертациях. Это известность, популярность? Может быть, для кого-то да, а меня радует, что я понадобился моим читателям.

— Сейчас над чем работаете?

— Не пишу. Посмотрим, когда пойму, что и каким образом буду писать. В Турции на турецком языке вышла моя книга «Путь». Астанинское издательство «Фолиант» специально запросило мою книгу «Хозяин человека». К осени будет отпечатана.

— Что скажете молодым?

— Я им верю… Думаю, чтобы они стали лучше нас. Желаю, чтобы они превратились в мощный поток, способный создать новую форму литературы. Иначе кто у нас есть, кроме наших молодых последователей?!

— Спасибо за беседу.

Нурым СЫРГАБАЕВ

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»