Южный полис

В Жамбылской области в ходу поддельные страховки

Представители таразских страховых компаний сигнализируют о том, что далеко не все автолюбители оформляют страховой полис на свои транспортные средства. Не пугают наших людей ни крупный штраф, ни возможность остаться без компенсации в случае дорожно-транспортного происшествия. Так и живем: экономя деньги и надеясь на авось…

 

Скупой платит дважды

Вообще-то экономия средств у водителей получается небольшая: стоимость оформления страховочного полиса гражданско-правовой ответственности обходится в сумму около семи тысяч тенге и выше (в зависимости от параметров автомобиля, стажа водителя и т. д.). А штраф за отсутствие полиса составляет 20 МРП (около 32 тысяч тенге). В такой ситуации, казалось бы, водители обязаны оформлять полисы, а страховые компании должны жить безбедно. Ведь только в Жамбылской области насчитывается более 107 тысяч транспортных средств. То есть как минимум страховой рынок региона оценивается в 750 миллионов тенге.

Справедливости ради нужно отметить, что основная часть водителей оформляет страховку в законном порядке. Но немало и тех, кто прибегает к другим методам.

Во-первых, можно купить поддельный страховой полис. Одни идут на это сознательно, другие и не подозревают о том, что приобретают пустышку. Такой полис обходится дешевле, но выплаты по нему в случае возникновения страхового случая водитель, естественно, не получит. Несколько лет назад поддельные полисы захватили значительную часть рынка республики. Дошло до того, что представители страховых компаний инициировали создание бланка единого образца для всех компаний: считалось, что данное новшество позволит искоренить мошенничество. И с 1 января прошлого года полисы стали изготавливать и регистрировать в Единой статистической базе данных.

Прошло время. Но несмотря на несколько степеней защиты и заявления о том, что подделать полисы практически невозможно, «леваки» все же циркулируют в Жамбылской области. Притом выявляется только их часть. В случае возникновения ДТП автовладельцы идут в страховую компанию для получения компенсации, но тут-то и выясняется, что никаких выплат им не положено. Почему? Потому что полис был куплен не в офисе страховой компании, а у «кукушек» вдоль дороги.

— Страховые компании неоднократно через СМИ обращали внимание автовладельцев на то, что полисы на улице оформлять нежелательно, так как можно наткнуться на мошенников, — комментирует ситуацию директор филиала страховой компании «Amanat Insurance» Биржан Жорабеков. — Но люди все равно идут по привычке к посторонним людям.

 

Полиции нужен доступ

Итак, новые бланки страховок не стали препятствием для мошенников. Они также искусно копируют их, причем проглядывает даже нечто наподобие водяных знаков. Теоретически сотрудник дорожной полиции может вычислить «липу», но для этого нужен скрупулезный подход и наметанный глаз. Определить подлинность бланка со стопроцентной уверенностью возможно только одним способом: нужно вбить в специальную компьютерную базу данных номер полиса, и тогда единая статбаза покажет, за каким автомобилем зарегистрирован документ.

— Чтобы искоренить полностью подделки, необходимо предоставить доступ к базе данных сотрудникам дорожной полиции, — считает Б. Жорабеков. — Они могли бы на месте проверить данные в компьютере по уникальным номерам полисов и тут же штрафовать водителей в случае обнаружения левых документов.

Весьма любопытный вопрос: почему же люди, работающие возле здания филиала Союза водителей транспортных средств (по улице Ниеткалиева, 16), могут свободно распространять полисы?

Оказалось, что некоторые из них действительно являются агентами страховых компаний. Но кто именно распространяет незаконные полисы, нужно выявлять правоохранительным органам. Водителям же в таких случаях не стоит подвергать себя риску быть обманутыми.

Между тем по городу пошли разговоры, что «кукушки» продают не только поддельные страховые полисы, но и… доверенность на управление автотранспортным средством!

— При мне по улице Ниеткалиева были выданы три такие доверенности с поддельной печатью, — говорит один из автолюбителей. — А что делать людям, если они уезжают в другой город после шести вечера, когда нотариусы уже не работают? Остается только пойти к «кукушкам».

 

Особенности менталитета

Вторая причина, из-за которой водители предпочитают обходиться без полиса, обусловлена человеческим фактором: мол, страховой случай не обязательно наступит, а проблемы с дорожной полицией можно «развести» с помощью служебного удостоверения или телефонного звонка дядьке.

— Да, такое мышление многим свойственно, — соглашается собеседник. — Водителям кажется, что даже если страховой случай наступит, то компании не возместят им ущерб. Это, конечно, заблуждение. Недавно наш филиал выплатил водителю, попавшему в ДТП, компенсацию в размере более 400 тысяч тенге. Другое дело, что для получения денег необходим сбор целого ряда документов, а это наш народ не любит.

Действительно, согласно законодательству, в случае ДТП водитель должен принести в страховую компанию подтверждающие документы: о наступлении страхового случая и размере вреда, причиненного потерпевшему, праве на возмещение вреда, медицинскую справку о временной нетрудоспособности потерпевшего (или установлении инвалидности потерпевшего) и еще несколько справок. То есть изначально уже многие водители не верят в возможность получения компенсаций.

— Перечень документов действительно получается длинным, — говорит специалист. — Но все это необходимо для адекватной оценки ущерба. Изменения в законодательстве на республиканском уровне, безусловно, нужны. Но кто нуждается в компенсации ущерба, тот должен приложить усилия для сбора документов. Скорее всего, нужна жесткая политика в отношении тех, кто избегает обязательного страхования гражданско-правовой ответственности.

Одной из мер, по мнению специалистов, может служить регулярное проведение рейдовых мероприятий, в ходе которых водители без полисов будут беспощадно подвергаться штрафам. Точно так же, как и за любое другое нарушение правил дорожного движения.

Шухрат ХАШИМОВ

 

 

Документы, необходимые для получения компенсации:

 

1. заявление о страховой выплате (по форме страховщика);

2. страховой полис (дубликат);

3.  документ, подтверждающий факт наступления страхового случая и размер вреда, причиненного потерпевшему;

4. копия справки организации здравоохранения о сроке временной нетрудоспособности потерпевшего в случае наличия факта причинения вреда жизни, здоровью потерпевшего или справка специализированного учреждения об установлении инвалидности потерпевшего (в случае ее установления);

5.  нотариально удостоверенная копия свидетельства о смерти потерпевшего;

6. документ, подтверждающий право выгодоприобретателя на возмещение вреда (копия) ;

7. заявление на проведение оценки;

8. документы по оценке размера причиненного вреда, произведенной независимым экспертом (при их наличии);

9. копия удостоверения личности выгодоприобретателя (для физического лица) или оригинал доверенности, выданной представителю юридического лица;

10. документы, подтверждающие расходы, понесенные застрахованным, в целях предотвращения или уменьшения убытков при наступлении страхового случая (при их наличии);

11. копия водительского удостоверения застрахованного или лица, управлявшего транспортным средством, и копия документа, подтверждающего его право на управление данным транспортным средством, в том числе копия свидетельства о регистрации транспортного средства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»