The news is by your side.

Рождённая летать. Хиуаз Доспанова – пример подлинного патриотизма

Хиуаз Доспанова – пример подлинного патриотизма

В мае 2022 года казахстанцы отметили столетний юбилей отважной советской и казахстанской летчицы Хиуаз Доспановой.

Героиню Великой Отечественной войны Хиуаз Доспанову без преувеличения можно назвать примером подлинного патриотизма.

Родилась она 15 мая 1922 года в селе Ганюшкино Гурьевской области, ныне Атырауской. В школьные годы с семьей переехала в соседний Уральск. В 1940 году с отличием окончила среднюю школу № 1 города и вместе с аттестатом получила удостоверение пилота запаса местного аэроклуба.

Отвага советских летчиков, в 1934 году спасших 104 пассажира парохода «Челюскин», вдохновила Хиуаз подняться в небо, и она решила, что ее будущей профессией станет авиация. Родители поддержали намерение дочери и помогли с поступлением в аэроклуб.

После получения аттестата об окончании учебы Хиуаз Доспанова отправляется в Москву и подает документы на поступление в Военно-воздушную академию имени Жуковского. К сожалению, девушку не приняли. Тогда она решает подать заявление в Первый Московский медицинский институт, где Хиуаз приняли без экзаменов.

Менее чем через год началась война. И тогда она вновь сядет за штурвал.

В октябре 1941 года был сформирован единственный в истории СССР женский авиационный полк. Хрупкие с виду девушки виртуозно поднимали в воздух легкие бомбардировщики. Состоял полк из 115 девушек в возрасте от 17 до 22 лет. Среди них была и Хиуаз Доспанова. Появился полк после того, как над Москвой нависла серьезная опасность, и стояла задача любыми способами не допустить взятия столицы Советского Союза вероломным врагом.

Уже в мае 1942-го был первый боевой вылет. Представительницы слабого пола были не только пилотами и штурманами, но и механиками, и техниками.

Хиуаз Доспанова была зачислена штурманом-стрелком в 588-й ночной бомбардировочный авиаполк. Первым пунктом дислокации летчиц был Краснодон. Расположились в лесу. Самолеты маскировали деревьями, строили землянки. В первый же вылет самолет Хиуаз попал под обстрелы зениток, но с заданием она справилась. Успех выполнения поставленной задачи во многом зависел от действий штурмана и того, насколько точными оказывались его расчеты. Маршрут прокладывали на земле, но в небе могло произойти все что угодно, а потому карту района зубрили наизусть. От взгляда не ускользало ничего — каждая горка, озеро, шоссейная дорога и станция откладывались в памяти. Также учились ориентироваться по звездам.

Летали девушки на самолетах По-2, которые представляли из себя деревянные бипланы с двумя открытыми кабинами. Максимальная скорость полета не превышала 120 километров в час. Пулеметы на борту появились лишь в 1944 году, а до того из оружия были только пистолеты. Летали ночью, так как днем бомбардировщик был слишком легкой мишенью для противника. Тактика у летчиц была особенная — они подлетали к цели на определенное расстояние, после чего выключали двигатели. Это позволяло снизить издаваемый самолетом шум. Плавно снижаясь в ночной тишине, летчицы сбрасывали на врага бомбы, прежде чем кто-либо успевал их заметить. Единственный звук, который был слышен, это подобие звука метлы. Из-за этого фашисты даже прозвали их «ночными ведьмами». Интервалы между вылетами составляли пять-восемь минут. Летом экипажи совершали шесть-восемь вылетов, а зимой их количество увеличивалось до 10-12.

Война не щадит никого. Не стала исключением и Хиуаз, получившая тяжелое ранение в боях на Кавказе. Однако самый страшный случай произошел весной 1943 года. Ночью экипаж Пашкова – Доспанова при заходе на посадку на аэродром столкнулся с экипажем Макогон-Свистунова. Случилось это в станице Пашковская на окраине Краснодара.

Позже летчица Раиса Аронова в своей книге «Ночные ведьмы» напишет, что Хиуаз Доспанова и Юлия Пашкова получили серьезные ранения. Их сослуживицам повезло меньше – они скончались на месте. На санитарной машине Доспанову и Пашкову доставили в полевой госпиталь. Юлия умерла на операционном столе. Хиуаз с переломами обеих ног не подавала признаков жизни, из-за чего ее тоже посчитали погибшей. Затем кто-то заметил, что лицо девушки не побелело. В результате меры по спасению хрупкой, но отважной летчицы возобновились. На протяжении нескольких суток медики боролись за ее жизнь. У Хиуаз подозревали гангрену, встал вопрос об ампутации ног. Тем не менее главный хирург госпиталя категорически отказался лишить ее возможности ходить. Риск оказался оправданным, и девушка пошла на поправку. Через некоторое время рентген показал, что сращение идет неправильно. Ломали гипс, правили кости. С этими сложностями наша соотечественница справилась и уже через несколько месяцев вернулась на службу. Вскоре начались вылеты на боевые задания.

Ее сослуживицы после войны вспоминали, что Катя, именно так однополчане прозвали летчицу из Казахстана, была романтичной и озорной девушкой. Внешне она была хрупкой – невысокого роста и с 33-м размером обуви, но обладала твердым характером.

Нередко летчице и ее напарнице приходилось действовать за гранью риска. Один из таких случаев произошел летом 1943-го в небе над Моздоком. Воспользовавшись пасмурной погодой как естественной маскировкой, Хиуаз и Полина Белкина начали охоту за колонной автомашин противника неподалеку от станции Прохладная. Однако густые облака скрывали не только сам самолет, но и оказались серьезной помехой, долго не позволяя захватить цель. Снижаться ниже расчетной высоты для сброса бомб оказалось рискованно – их разрывы могли серьезно повредить самолет. Когда горючее было на исходе, девушки все же рискнули и пролетели над головами фашистов, сбросив на них снаряды, тем самым выполнив поставленную задачу. Взрывной волной самолет тряхнуло, но они уже успели набрать высоту. Когда вышли из опасной зоны, обнаружили, что горючего может не хватить, чтобы перелететь линию фронта. И все же везение оказалось на их стороне – до аэродрома экипаж долетел и успешно приземлился. Спустя несколько секунд винт мотора остановился.

И все же катастрофа, унесшая жизни трех человек, не прошла бесследно – Хиуаз мучали сильные боли. Она не могла сама сесть в самолет, а после вылета не могла самостоятельно вылезти и нуж­далась в помощи коллег. Поэтому командованию пришлось перевести Хиуаз на штабную работу.

В целом боевые задания казахстанка выполняла на Южном фронте, Северном Кавказе, в Закавказье, Украине и Белоруссии. Победу над врагом встретила под Берлином. Всего на счету Хиуаз Доспановой свыше 300 вылетов.

Хиуаз вернулась в Уральск в 1945 году в возрасте 23 лет инвалидом II группы. Больше она не летала — не позволили последствия ранений.

После войны решила учиться в медицинском институте дальше, но ей предложили заняться партийной работой. Девушка согласилась и была утверждена инструктором обкома партии. Спустя год Хиуаз поступила в Высшую партийную школу в Алматы. Там же познакомилась со своим будущим супругом Шаку Амировым. У них родились двое сыновей, младший из которых умер в детском возрасте.

Хиуаз Доспанова была избрана секретарем ЦК ЛКСМ Казахстана. В 1951 году ее избрали депутатом Верховного Совета Казахской ССР и на первой же сессии — секретарем Президиума.

В конце 1950-х годов последствия фронтовых ранений и контузий начали давать знать о себе все чаще. Здоровье Хиуаз заметно ухудшилось. Не достигнув и сорока лет, она в 1959 году вынуждена была уйти на пенсию. До выхода на заслуженный отдых Хиуаз Каировна была секретарем Алма-Атинского горкома партии, проявляя деятельное участие в жизни столицы.

Скончалась 20 мая 2008 года.

В 2004 году была удостоена звания «Халық қаhарманы» с вручением знака особого отличия — Золотой звезды и ордена «Отан». Среди других ее наград — ордена Отечественной войны I и II степеней, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медали «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной
войне 1941—1945 гг.»

В память о боевой славе в Атырау в сквере у Центрального моста установлен бюст в честь летчицы-казашки Халық Каһарманы Хиуаз Доспановой. Также ее имя носят международный аэропорт и здание Дворца спорта в том же городе. Еще один памятник, посвященный фронтовой летчице и двум другим славным дочерям казахского народа Алие Молдагуловой и Маншук Маметовой, был открыт в Уральске в 2017 году. Ее именем названы улицы в Актобе и Алматы.

Можно с уверенностью сказать, что Хиуаз Доспанова – истинный пример патриотизма, поскольку, несмотря на ранения, она не отступила и продолжала защищать Родину.

Риналь РАХМАТУЛЛИН

Комментарии закрыты.