The news is by your side.

Сцена определила всё

800x600_айша биби

Если быть актрисой, то только лучшей

Всю жизнь заслуженный деятель РК Гульшат Кыпшакова посвятила театру, став примером честного служения профессиональному долгу. Она проживала на сцене судьбу каждой своей героини, поэтому и роли получались особенными и запоминающимися. Именно ради таких артистов хочется ходить в театр снова и снова.

 

Вещий сон

Однажды женщине по имени Нурбике приснился необычный сон: по озеру плывут белоснежные лебеди. Наблюдая за ними, она подумала: «Обычно эти священные птицы живут парами, но почему их семеро?» Одна птица очень сильно отличалась от других. Она плавала в середине, и над головой ее светился яркий полумесяц. Лебедь то превращалась в танцующую девушку, то снова в священную птицу.

Она рассказала свекрови о своем сне. Та ответила, что Нурбике родит еще одну девочку. Гостивший же у них аксакал сказал, что это будет благословенный ребенок. Вскоре в семье Нусипжана и Нурбике Кыпшаковых на свет появился седьмой ребенок — девочка, которую назвали Гульшат.

— Я родилась и выросла в местечке Акбулак Нарынколского района Алматинской области. Все мое детство прошло в горах среди красивых цветов и деревьев. А в горных реках свободно плавала форель. Казалось, до больших белых облаков в синем небе днем или до ярких звезд ночью рукой подать, — вспоминает родные края Гульшат-апай.

 

Счастливая пора

Как и предрекал аксакал, Гульшат росла смышленой и талантливой. Лучше всего ей давались танцы.

— Помню себя с пяти лет. Лишь только включалась музыка, я закрывала глаза и будто улетала в иной мир. Это было настоящее блаженство! Все говорили, что я танцевала очень хорошо, и ждали следующих выступлений. Но больше других очередного концерта ждала я сама. Потому что музыку сама выбирала, сама решала, в чем выступать и какой костюм сшить, как танцевать. Хореографа никакого не было. В принципе, в нем не было нужды, — улыбается Гульшат-апай.

Надо сказать, что все дети Кыпшаковых пели, танцевали, умели играть на инструментах, сочинять стихи, хотя в будущем выбрали не творческие профессии. И были очень дружными.

Гульшат-апай вспоминает о том, как старший брат возил ее на каток в Алма-Ату из пригорода:

— Мы брали напрокат коньки любого размера — какие были, лишь бы кататься. Если они оказывались велики, то брат снимал свои носки и засовывал их в мои ботинки, а сам, чтобы не замерзнуть, бегал вокруг катка. Учитывая, что я могла кататься часами, представьте, каково приходилось моему брату? Но он никогда меня не ругал. Наоборот, все меня баловали.

 

Моя стезя

Несмотря на то что многие советовали ей поступать в медицинский вуз, после школы Гульшат поступила в Алма-Атинский театрально-художественный институт, который сегодня именуется Казахской национальной академией искусств имени Темирбека Жургенова. Выбор был осо-знанный. Другой профессии она для себя и представить не могла, потому что без памяти была влюблена в сцену. Ей посчастливилось обучаться у народных артистов СССР Шолпан Жандарбековой и Асанали Ашимова. Именно они на приемном экзамене разглядели в толковой, все схватывающей на лету девочке актрису широкого диапазона.

— На творческом экзамене, что бы я ни начинала делать — петь, танцевать или читать монолог, меня все время прерывали. А потом поблагодарили и отправили ждать оценок. Если честно, думала, что не прошла, — вспоминает Г. Кыпшакова. — Даже когда парень, сдавший экзамен после меня, сказал, что конкурсная комиссия хвалила меня и говорила, что я рождена, чтобы стать актрисой, я не верила. Оказалось, зря…

Получив образование, молодая актриса по распределению попала в Джамбулский областной казахский драматический театр. В первый же день ее появления директор театра Турар Дуйсебаев со словами: «Давно не могу поставить «Отелло», не было актрисы на роль Дездемоны» — вручил ей пьесу Шекспира в переводе М. Ауэзова. Так Гульшат, не успев даже оглядеться в театре, получила первую роль.

— На роль Отелло был приглашен актер Алма-Атинского академического театра имени Мухтара Ауэзова Ыдырыс Ногайбаев. Я даже ничего не играла, просто вела себя по ситуации. Я была юна, красива и искренна… Такой, какой должна была быть Дездемона, — вспоминает Гульшат-апай.

Юная актриса могла выступать в любом амплуа, но все же лирические роли были ей ближе всего. Одной из ее главных стала роль Айша-биби в одноименном спектакле режиссера Аскера Кулданова. После этой роли ее в народе так и прозвали — Айша-биби. Красавица Айша является символом красоты и любви.

В творческой биографии Г. Кыпшаковой более 60 ярких и запоминающихся ролей. На сцене она пережила судьбу Енлик в пьесе «Енлик-Кебек» и Айман в «Айман-Шолпан» Мухтара Ауэзова, шекспировских царицы Титании из пьесы «Сон в летнюю ночь» и Офелии из «Гамлета», леди Анны из пьесы «Ричард III». Чего только стоит образ Жер-Ана (Земля-мать) в постановке по пьесе Чингиза Айтматова «Ана-Жер-Ана»!

Ее актерский потенциал позволял играть в одном спектакле сразу несколько ролей. Например, в постановке режиссера А. Дуйсебаева «Қыл көпір» она одновременно играла старика, 16-летнюю девушку и старуху. Ее не только зрители, даже коллеги не узнавали. Это высшее актерское мастерство! Об этом наперебой писали периодические издания.

Гульшат Кыпшакова всегда трепетно относилась к партнерам и окружающим ее людям. Никогда и ни с кем не конфликтовала. Все прощала ради сцены, ради любимой профессии.

— Всегда нужно беречь сердце и хранить в нем лишь добрые чувства. Я не играла роли, а жила ими. Я была «виновата» лишь в том, что всегда была главной, — говорит актриса. — По натуре я человек дела. Сидеть и ждать с моря погоды — не для меня. Я падала много раз, но не боялась начинать все с нуля.

На вопрос, есть ли роли, о которых она мечтала, Гульшат-апай ответила:

— Я без сожаления оглядываюсь назад, потому что состоялась как актриса. Я сыграла почти все главные, центральные роли. И не подумайте, что все легко удавалось. Даже если это были эпизоды, они были значимыми. В молодости всегда хотела оживить сакскую царицу Томирис, шекспировскую Джульетту, чуть позже Клеопатру. Но это не удалось. Эти спектакли до сих пор не поставлены в нашем театре.

Актриса особо отмечает и то, что ей посчастливилось работать с выдающимися режиссерами и участвовать во многих международных и республиканских театральных фестивалях, лауреатами и призерами которых она становилась.

 

Семейные узы

Кстати, спутника жизни Жумахана Абдыкадырова она тоже встретила благодаря своей профессии. Его имя также известно многим, он является поистине батыром отечественного искусства: снимался в кино, играл в театре. Особенно хорош был Жумахан-ага в роли знаменитого батыра Баяна в одноименном фильме.

Эти двое — трудолюбивая, требовательная и решительная Гульшат и мягкий Жумахан —
идеально подходят друг другу. От красивого союза родились красивые дочери — Асель и Анель.

В 1994 году во время гастролей Жумахан-ага попал в автокатастрофу. Полученные травмы на некоторое время приковали его к постели… Г. Кыпшаковой пришлось работать на трех работах, чтобы прокормить семью, выучить детей и вылечить мужа. Пережить тяготы жизни помогала любимая сцена — подруга, как выразилась актриса.

С особой благодарностью и любовью в этой семье относятся к Президенту страны Нурсултану Назарбаеву, который помог с лечением Жумахана-ага.

 

Эпилог

Недавно мы узнали, что в этом году актриса собирается уходить на заслуженный отдых. И расставание со сценой для нее очень болезненно.

— Сцена не терпит неискренних людей, хоть и талантливых, но лентяев. Не терпит самолюбивых и недисциплинированных. Хочется, чтобы это понимала и помнила нынешняя молодежь, — говорит Г. Кыпшакова.

Гульшат-апай планирует заняться общественной деятельностью. Ее волнуют проблемы инвалидов. Возможно, она продолжит работу с талантливой молодежью.

Как бы там ни было, все, за что берется Гульшат Кыпшакова, имеет большой успех и огромный результат. И ее имя уже вписано золотыми буквами в историю культуры нашей страны.

Айжан АУЕЛБЕКОВА,

фото из архива Гульшат Кыпшаковой

Комментарии закрыты.