The news is by your side.

Сделали себе сами

Газовики пользуются несертифицированной методикой проверок

Деятельность Жамбылского филиала АО «КазТрансГаз Аймак», который продолжает находить у своих абонентов неисправные счетчики, выписывая в последующем солидные «штрафы», заинтересовала и областной департамент Комитета технического регулирования и метрологии.

Прежний сценарий

Поводом для проведения государственной проверки стало обращение сразу четырех жителей Тараза, которым впервые пришлось столкнуться с практикой газовой компании по выявлению неисправных счетчиков. У каждого из заявителей, являющихся жителями частного сектора, практически одна и та же ситуация: в один вовсе не прекрасный день к ним наведываются контролеры из биллинговой компании «Информационный центр «Тараз». Впрочем, «наведываются» — мягко сказано. Горожанин Мустафа Эминов рассказал о том, что незваные гости буквально врываются в дома, ведут себя чрезвычайно грубо и позволяют себе оскорбительные высказывания (все это, по его мнению, является грубым нарушением статей Конституции РК в части неприкосновенности жилья граждан, ущемления их прав и свобод и так далее). Затем под предлогом проверки счетчика контролеры зажигают газовую плиту, засекают время на часах или мобильном телефоне и тут же заявляют хозяевам: мол, ваш счетчик слишком мало крутит, везите его на поверку. Лаборатория, которая находится в здании филиала АО, во всех четырех случаях выявила погрешности приборов учета, вследствие чего абонентам выписаны перерасчеты по отапливаемой площади за последние полгода. Суммы доначислений составляют несколько десятков тысяч тенге, при этом позже газовики идут на милость и снижают «штрафы» до 10-20 тысяч тенге. Не правда ли, до боли знакомая картина, о которой мы уже не раз рассказывали?

Обрадованные потребители, как правило, соглашаются оплатить предложенную сумму.

Полку защитников прибыло

Но есть и те, кто, усомнившись в законности происходящего, обращается в разные инстанции с жалобами на неправомерные действия со стороны монополиста и его партнеров. Деятельность газовиков, напомним, решили рассмотреть на своей ближайшей сессии депутаты городского маслихата. Также на защиту абонентов встала региональная лига потребителей «Кыран». Теперь стоит надеяться, что свои объективные выводы сделает еще один государственный контролирующий орган.

— Действительно, данная практика газовиков вызывает у нас большие вопросы, — говорит госинспектор Талгат Тастанбеков. — С одной стороны, контролеры не имеют права отправлять на внеочередную поверку счетчики абонентов. У них нет соответствующих полномочий. С другой стороны, метод проверки работы счетчиков, который используется в домах потребителей, не прописан ни в одном из законодательных актов страны. То есть какой-либо реальной юридической основы пока мы не видим. Существует еще несколько «белых пятен» в действиях монополиста, которым сегодня трудно дать адекватную правовую оценку. Здесь требуется проведение государственной экспертизы, возможно, даже не одной.

В метрологическом департаменте подчеркивают, что в данном случае не следует спешить с выводами. Если газовики сумеют доказать, что придуманная ими схема «штрафования» потребителей работает в рамках закона, то, увы, остановить их могут только судебные органы. Если же они не предоставят полный пакет документов, подтверждающих их правоту, то тогда им самим грозят штрафные санкции (также не исключены другие далеко идущие последствия).

Вопросы и многоточие

На сегодня же ситуация складывается следующим образом. Недавно инспектор областного департамента техрегулирования и метрологии, потребители газа, представители «Информационный центр «Тараз» и АО «КазТрансГаз Аймак» встретились за круглым столом, чтобы расставить все точки над i. Но прийти к одному общему знаменателю снова не получилось. Каждый, как водится, остался при своем мнении. Поставщики голубого топлива настаивают: они действуют в рамках закона, а потому жаловаться никому не стоит. Однако позиция компании по поводу методов проверки счетчиков абонентов вызвала удивление.

Как выясняется, работоспособность счетчика контролеры определяют исходя из инструкции, разработанной одним из сотрудников…АО «КазТрансГаз Аймак». Это сразу же вызвало справедливые вопросы: утверждена ли данная методика на местном или республиканском уровне каким-нибудь уполномоченным органом? Оказалось, нет. Сама формула определения корректности работы прибора учета непонятна рядовым абонентам, в присутствии которых контролеры совершают измерения. Многие абоненты просто не в состоянии определить, правду им говорят или нет.

Если вкратце, то суть этой методики заключается в следующем. Контролер должен включить газовую плиту на «малое горение», засечь время и посмотреть на счетчике показания. Сам автор документа утверждает, что он разработал данный метод проверки на основе технического паспорта счетчиков. Но это утверждение тут же вызвало споры. Потребитель Николай Шаповалов, сам являющийся инженером КИПиА (специалист, отвечающий за работу контрольно-измерительных аппаратов), заметил, что проверка подобным образом не является автоматической, и здесь большую роль играет человеческий фактор. Контролер, не имеющий не то что профильного, но даже технического образования (!), может неправильно понять границы «малого горения» или неверно применить формулу. А где гарантия того, что проверяющий человек — незаинтересованное, беспристрастное лицо?

— Вообще использование контролерами во время такой проверки измерительных приборов тоже вызывает определенные вопросы, — говорит Т. Тастанбеков. — Имеет ли право сотрудник газовой или биллинговой компании использовать, допустим, часы или сотовый телефон, которые не прошли соответствующую сертификацию для проведения подобных процедур?

Все эти моменты, по словам госинспектора, департаменту предстоит проверить. В общем, точку в этом деле ставить еще рано.

Отказ от поверки возможен

Свою лепту в дело защиты абонентов намерена внести и региональная лига потребителей «Кыран».

— В ближайшее время мы отправим результаты лабораторных поверок производителям счетчиков, — говорит председатель организации Науатбек Иманбеков. — Нам очень интересно узнать реакцию компаний, приборы учета которых в подавляющем большинстве стали вдруг непригодными. Ведь порой неисправными признаются счетчики, которые выпущены сов-сем недавно.

К слову, счетчик потребителя Мустафы Эминова проходил поверку в мае прошлого года, и никаких погрешностей не выявлено. На него был выдан сертификат местной лаборатории сроком до 2016 года. Однако спустя менее года другая городская лаборатория выявила погрешность.

Напомним такие цифры: в декабре прошлого года из 229 счетчиков, отправленных на поверку (большинство процедур прошли в ТОО «Таразконтрольприбор»), 226 признаны непригодными. По нашим подсчетам, за месяц газовики выписали потребителям перерасчет как минимум на 2,5-3 миллиона тенге. В год данная сумма может превысить 30 миллионов тенге. Очень хотелось бы узнать, на что были потрачены данные средства, которые вряд ли были запланированы в статье доходов компании. Официальный запрос по этому поводу мы намерены отправить в адрес монополиста.

«Нежелезные» аргументы

Стоит заметить, что в последнее время уверенность газовиков, на наш взгляд, значительно пошатнулась. Так, руководитель ТОО «Информационный центр «Тараз» Дарын Алипбаев признал, что контролеры компании не имеют права заставлять потребителей нести счетчики на внеочередную поверку, равно как и диктовать, в какую именно лабораторию нужно обращаться.

— Они дают лишь предложения по внеочередной поверке, — говорит Д. Алипбаев. — А потребители уже сами идут в лабораторию, никто их не заставляет.

Так что, уважаемые читатели, мотайте на ус: вы имеете право отказаться от предложения контролеров, и если вдруг у вас сняли якобы подозрительный счетчик, требуйте вместо него установить временный. Именно об этом шла речь на отчетной встрече.

После окончания проверки департамента мы обязательно сообщим нашим читателям о ее итогах. Пока же хотим заострить внимание на том, что трещит по швам еще один аргумент газовиков в их пользу, до этого казавшийся «железным».

— Предположения наших контролеров по поводу неисправности счетчиков в последующем подтверждаются лабораторными данными, — сказал директор ТОО «Информационный центр «Тараз».

Казалось бы, здесь с ним трудно поспорить. Ведь почти в 100 процентах случаев поверка в лаборатории ТОО «Таразконтрольприбор» подтверждает погрешность счетчиков.

Однако лаборатория данной фирмы находится в здании газовиков, и потому тут возникали подозрения по поводу объективности результатов. Чтобы развеять всяческие сомнения, редакция газеты «Знамя труда» предложила потребителю Николаю Шаповалову пройти поверку забракованного ранее счетчика в другой лаборатории — Национального центра экспертизы и сертификации. Результат превзошел все ожидания: не выявлено никакой сверхдопустимой погрешности, и счетчик потребителя признан… пригодным!

Как говорится, без комментариев.

Шухрат ХАШИМОВ

2 Комментарии
  1. Богдан говорит

    Хотел бы знать : Сколько стойт, очередная проверка газового счётчика и почему проверяют нормально работающего аппарата?

  2. Антон говорит

    Действительно, без комментариев…

Комментарии закрыты.