The news is by your side.

Шесть к одному

Труден путь к коммунальному единству

Платить за коммунальные услуги становится невыгодно

Каждый месяц на голову горожан, как снег, сыплются многочисленные квитанции за коммунальные услуги. Конечно, все обязаны платить за потребляемое, но сам процесс оплаты вводит в ступор, а дополнительные затраты вызывают множество вопросов. 

Платежки за свет, газ, горячую и холодную воду, отопление, телефон, мусор — шесть различных бумажек, которые ежемесячно получает потребитель. Плюс к ним квитанция по сбору средств за работу кооператива собственников квартир (если КСК существует) и ежегодный налог на землю и имущество. Возникает вопрос, почему до сих пор не изобрели единую платежную квитанцию, ведь выгода очевидна. Оказалось, не все так просто, как нам кажется.

Еще в прошлом году экс-директор расчетного центра коммунальных услуг (РЦКУ) ТОО «Информационный центр «Тараз» Мухан Байтемиров рассказывал корреспондентам «Знамени труда» о том, что центр был создан в 2005 году специально, чтобы облегчить жизнь потребителей. Выдержка из прямой речи: «Цель нашего центра — по принципу одного окна принимать у населения оплату за комуслуги, чтобы людям не нужно было посещать разные организации. Нами разработан современный программно-технический комплекс, который позволяет вести одновременный учет абонентов по всем видам услуг. Сегодня через компанию можно уплатить за газ, тепло, электроэнергию, телефон, вывоз мусора и обслуживание в КСК. Только две организации — ГКП «Тараз-су» и АО «Таразэнергоцентр» — пока не обслуживаются в системе РЦКУ. В новом году (в 2013-м. — Прим. авт.) мы планируем внедрение единого платежного документа, по которому жители смогут оплачивать сразу несколько услуг».

Так вот, сегодня РЦКУ занимается лишь тем, что собирает в единую базу информацию по потребителям, распечатывает квитанции и распространяет по адресатам. Принцип одного окна отсутствует, у компании нет собственных касс. По-прежнему с ними сотрудничает большая часть монополистов, но курс — во благо людей — с приходом нового директора теперь не прослеживается.

— Компьютерное обеспечение в РЦКУ есть. Можно за секунды выдать по человеку все его долги за коммунальные услуги. Если к нам подключатся остающиеся компании, такие как ГКП «Тараз-су» и АО «Таразэнергоцентр», то единый платежный документ может быть создан за раз. Если, конечно, коммунальщики договорятся между собой. Но пока в организации нет всех монополистов, большого значения единая платежка не имеет, — рассказал пресс-секретарь ТОО «Информационный центр «Тараз» Юрий Ефимов.

С этим мнением не согласен директор АО «Таразэнергоцентр» Мырзахан Бурханов. По его словам, такой документ — большая ответственность, которую брать на себя никто не хочет, в том числе и РЦКУ.

— Расчетный центр создавался для того, чтобы упорядочить сборы по долгам за комуслуги, активно обсуждался вопрос и о создании единого платежного документа. Наша компания состояла в организации первые несколько лет. Изначально все было хорошо, повысился процент сборов долгов, все шло к тому, чтобы единая платежка появилась. Но со временем их работа стала заключаться просто в доставке квитанций. И мы ушли, — рассказал М. Бурханов.

Директор АО «Таразэнергоцентр» считает, что центр сможет приносить пользу лишь в том случае, если помимо разноса квитанций сотрудники РЦКУ будут собирать долги и оплату с потребителей.

— Я согласен, если будет единая платежка, чтобы жителям города было легче и удобнее. К тому же при таком положении дел у контролеров РЦКУ повысится ответственность, и они будут стараться отдать квитанции в руки потребителям, а не через почтовые ящики и соседей, — добавил он.

Выходит так, что на сегодняшний день в Таразе вновь никто не ратует за создание единого платежного документа. Такое положение дел всех, кроме потребителей, устраивает. Последних же больше всего возмущает, что за каждую квитанцию, где бы ее ни оплачивали, будь то банки, почта или терминалы, приходится выкладывать дополнительные 30 — 100 тенге. Довольно накладно, если предположить, что сумма долга, например, за мусор — всего 70 — 150 тенге. О том, почему на квитанции печать «оплачено» стоит денег и из чего исчисляется эта сумма, мы поинтересовались у заместителя директора филиала АО «Казпочта» Жамбылской области Нурзии Алтыбаевой, так как почта — самый распространенный пункт приема платежей.

— АО «Казпочта» за каждую квитанцию берет оплату с одного человека 30 тенге, с пенсионеров и инвалидов — 15 тенге. Это услуги, которые мы предоставляем, у нас есть свои издержки: та же зарплата людям, которые принимают платежи, множественные косвенные расходы, — объяснила она.

И добавила, что согласно Закону о банках и банковской деятельности в РК (с некоторых пор «Казпочта» имеет к нему прямое отношение) все банки и приравненные к ним организации тариф на свои финансовые услуги могут устанавливать в одностороннем порядке, имея право даже не уведомлять об этом конечного потребителя. Тем не менее на сегодняшний день именно на «Казпочте» самые низкие ставки за оплату квитанций. Например, Народный Банк Казахстана за свои услуги берет по 100 тенге за каждую платежку, с пенсионеров и инвалидов — 30 тенге, АО «Банк ТуранАлем» — 50 и 10 тенге соответственно. А вот в других банках, невзирая на социальные различия, установили единую цену для всех. Так, АО «Альянс Банк» берет за свои услуги 80 тенге, АО «Цеснабанк» — 50 тенге, АО «Kaspi Bank» — 80 тенге, АО «АТФБанк» — 100 тенге, АО «Темiрбанк» — 40 тенге.

Стоит отметить, что не во всех банках можно заплатить за мусор, холодную воду и отопление. По большей части это обуславливается тем, что банк и монополист не договорились о процентной ставке за услуги перевода денежных средств. Единственное место, куда сегодня можно прийти со всеми квитанциями и несколько дешевле получить услуги, так это «Казпочта». Хотя и здесь в скором времени обещали вновь поднять цену на 10 тенге, правда, для пенсионеров и инвалидов все останется по-прежнему. И именно тут возникает проблема со своевременностью. Чаще всего заплатив за комуслуги ближе к 25 числу, человек числится в должниках, потому что переводы задерживаются, и монополист не вовремя получает отчет об оплате.

Альтернативой остаются пункты приема платежей в кассах при офисах поставщиков коммунальных благ, где бесплатно примут платеж еще и спасибо скажут. Вот только поездка по разным частям города займет уйму времени. В общем, как ни крути, в наше время всеобщей занятости неудобное и затратное это мероприятие — оплата коммунальных услуг.

Виктория САВЕЛЬЕВА

Комментарии закрыты.