The news is by your side.

Символ политического обновления. Реформы начались с Основного закона

Реформы начались с Основного закона

Почти три месяца минуло с исторического Всенародного референдума по внесению изменений в существующую Конституцию страны. Накануне Дня Конституции на вопросы нашего корреспондента о значимости данного праздника для казахстанцев, о том, что изменилось за последнее время, ответил секретарь Жамбылского областного маслихата, заслуженный деятель РК, академик Махметгали Сарыбеков.

— Махметгали Нургалиевич, 30 августа мы отмечаем День Конституции. Что изменилось после июньского референдума?

— Этот праздник проходит впервые после конституционной реформы. По результатам прошедшего референдума в действующую Конституцию страны внесены 56 поправок в 33 статьи. То есть изменилась треть Основного закона. Практически можно считать, что это новая Конституция Нового Казахстана.

Основная задача конституционной реформы — совершенствование политической системы, развитие Казахстана как демократического и правового государства.

— Что мы имеем ввиду, когда говорим о политической реформе в стране?

— Президент страны подчеркнул, что политическая реформа — это не смена Правительства, не замена министров или акимов. Политическая реформа — это совершенствование сложившейся в стране политической системы. Для этого Глава государства предложил 10 инициатив по переустройству политической модели развития Казахстана. Это пересмотр полномочий Президента; переформатирование представительной ветви власти; совершенствование избирательной системы; развитие политической конкуренции в партийной деятельности; четкое разграничение функций госаппарата и партии; усиление роли правозащитных институтов; повышение конкурентоспособности СМИ; укрепление роли институтов гражданского общества; совершенствование административно-территориального устройства страны; децентрализация местного самоуправления.

Все эти инициативы имеют масштабный характер и направлены на совершенствование политической системы.

— Впервые в истории нашей страны сокращены полномочия Президента. Как Вы думаете, чем это было вызвано?

— Действительно, Основной закон нашей страны — Конституция РК — был принят в 1995 году. С тех пор в нее неоднократно вносились изменения и дополнения. Все они были направлены на усиление полномочий Президента. Поэтому, естественно, возник вопрос: «Почему Глава государства сокращает свои полномочия? Не приведет ли это к ослаблению президентский власти?» На этот вопрос ответил сам Президент страны: «Сегодня у нас буквально все замыкается на Президенте, сложилась суперпрезидентская модель правления. То есть имеет место так называемая монополия в политике, которая неизбежно приводит к различным социальным болезням и деградации государства. Монополизация политической и экономической деятельности сыграла едва ли не самую главную трагическую роль в событиях «трагического января».

Сверхконцентрация полномочий в руках одного человека на начальном этапе развития страны, возможно, была оправдана. Сегодня ситуация изменилась. Мы не стоим на месте — меняется общество, меняется страна. И наша политическая система должна постоянно адаптироваться к новым реалиям». К примеру, Глава государства имел право отменять или приостанавливать действие актов акимов областей, городов республиканского значения. Или же, скажем, Президент обладал правом снимать с должности районных и даже сельских акимов. Такие избыточные полномочия Президента упразднены.

Также в Конституции страны появилась новая норма о том, что ближайшим родственникам Президента запрещается занимать должности политических государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе.

Все эти инициативы направлены на дальнейшую демократизацию нашего общества.

— Как мы знаем, значительно усиливается роль представительной ветви власти — Парламента Республики Казахстан. В чем это будет выражаться?

— Одним из направлений политической реформы является переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным Парламентом.

— В обществе часто дискутируется вопрос: «Нужен ли Казахстану двухпалатный Парламент? Возможно, целесообразно распустить Сенат?»

— Президент страны отметил, что наличие Сената в качества верхней палаты является закономерным и оправданным. В мире довольно много государств с унитарным устройством и меньшей численностью населения, нежели в Казахстане, и тем не менее имеющих двухпалатный парламент, в частности, в Европе.

Значительно усилена роль нижней палаты Парламента — Мажилиса. Именно Мажилис наделяется правом принимать законы. Сенат же будет только одобрять или не одобрять законы, уже принятые Мажилисом.

Усиливается парламентский контроль за качеством исполнения республиканского бюджета. Для этого Счетный комитет будет преобразован в Высшую аудиторскую палату, председатель которой два раза в год должен отчитываться перед депутатами Мажилиса.

В свою очередь полномочия Сената дополняются правом согласования кандидатур на посты председателей Конституционного совета и Высшего судебного совета. Также уменьшается количество депутатских мест. В Мажилисе существует квота из девяти депутатов, которые избираются АНК. Она упраздняется. В Сенате имеется Президентская квота из 15 депутатов, которая тоже сокращается до 10, причем пять из них будут рекомендованы АНК.

Все эти изменения укрепят роль Парламента и тем самым повысят институциональную устойчивость государства.

— Вы возглавляете Жамбылский областной маслихат. Как изменится деятельность маслихатов?

— Для повышения доверия граждан к представительной власти на местах необходимо совершенствовать деятельность маслихатов всех уровней (областного, городского, районного). К сожалению, сегодня, как выразился Президент, действующие маслихаты имеют гибридную природу. То есть они одновременно являются, с одной стороны, институтом местного государственного управления и, с другой стороны, органом местного самоуправления. Поэтому в готовящемся новом Законе РК «О местном самоуправлении» необходимо четко обозначить полномочия маслихатов. Важно придать им большую самостоятельность, они не должны зависеть от исполнительных органов.

Вводится должность председателя маслихата. Об этом говорили давно. К примеру, при встречах с нашими зарубежными коллегами, часто возникают вопросы: «Кто такой секретарь маслихата? Это генеральный секретарь, исполнительный секретарь, технический секретарь?» Например, в России называется «председатель областной думы». Поэтому «председатель маслихата» — это не просто новое название, это новый статус, который сразу дает понимание, что это руководитель местного представительного органа.

Кроме того, для усиления роли областных маслихатов и маслихатов городов республиканского значения по предложению Президента изменился порядок назначения акимов регионов. До сих пор депутаты маслихатов согласовывали единственную кандидатуру, предложенную Главой государства. Президент предложил, чтобы эта процедура проходила на альтернативной основе: на рассмотрение и согласование в маслихаты будут вноситься не менее двух кандидатур. То есть в сущности маслихаты будут участвовать в косвенных выборах акимов областей и городов республиканского значения. Все эти инициативы в совокупности направлены на переформатирование деятельности маслихатов как представительной власти.

— Важнейшим звеном политической реформы является совершенствование избирательной системы. Как будет проходить модернизация выборного процесса?

— Выборный процесс в нашей стране регулируется Конституционным законом «О выборах в РК». 15 лет назад в рамках конституционной реформы мы перешли на пропорциональную модель выборов в нижнюю палату Парламента (Мажилис), то есть по партийным спискам. Затем в 2018 году пропорциональный принцип был внедрен на выборах депутатов маслихатов. Так, последние выборы в январе 2021 года также прошли по пропорциональной модели, у которой, наряду с позитивными тенденциями, стали проявляться и негативные последствия.

Принимая во внимание негативные факторы, Президент предложил перейти к более гармоничной — смешанной избирательной системе, которая в полной мере учтет права всех граждан. Депутатский корпус Мажилиса будет формироваться по следующей схеме: 70 процентов — на пропорциональной основе, 30 процентов — на мажоритарной основе.

При выборах в маслихаты областей и городов республиканского значения это соотношение будет составлять 50 на 50. А в городской и районный маслихаты выборы депутатов будут проходить только на мажоритарной основе. Все эти изменения позволят создать более конкуретную политическую среду в выборном процессе, а главное — усилят обратную связь депутатов с избирателями.

— Как известно, в действующую Конституцию страны изменения и дополнения вносились через Парламент пять раз, затронув более 80 статей. Теперь по итогам референдума внесены еще 56 поправок в 33 статьи. Нормально ли это, что Основной закон страны меняется так часто?

— Мы часто слышим критику по поводу того, что в Конституцию страны часто вносятся изменения. При этом приводятся примеры стран, в первую очередь западных, где подобные изменения происходят намного реже. Здесь необходимо учитывать ряд моментов.

Казахстан — это относительно молодая страна, которая еще не завершила в полной мере политический транзит. Сравнивать нашу страну с европейскими и западными странами, где традиция конституционализма развивалась на протяжении многих веков, не совсем уместно.

Каждый пакет изменений соответствовал духу конкретного этапа становления политической системы нашей страны.

В этом отношении, думаю, более близким для Казахстана является опыт стран Азии, прежде всего Восточной Азии, которые также переживали насыщенный процесс конституционного реформирования.

Поэтому изменения в Конституции следует рассматривать в контексте общего развития нашей страны, ее поэтапного движения в сторону демократического общества.

— И последний вопрос. Как будет осуществляться реализация конституционной реформы?

— Изменения в Основной закон — это только начало совершенствования политической системы страны. Необходимо провести реформу законодательства. Привести действующие законы в соответствие с поправками в Конституцию. До конца года Парламентом страны будут приняты изменения и дополнения в более 20 действующих законов, разрабатывается ряд новых законопроектов. Конституционная реформа преследует триединую цель: совершенствование политической системы — развитие национальной экономики — рост благо­состояния населения и повышение доходов казахстанцев.

Подготовила Айгуль МАХМУДОВА

Комментарии закрыты.