Игра цвета

 

Инновации для батика

Техника холодного батика, к сожалению, не особо популярна среди жамбылских мастеров изобразительного искусства, она только набирает обороты благодаря усилиям шести начинающих художников и члена Союза художников Казахстана Гульнары Коспаковой.

— Эта техника у всех на слуху, многие о ней знают, но в реальности она не получила широкого распространения. Некоторые средние учебные заведения и дошкольные учреждения пытаются ввести батик в учебную программу, но пока, как говорится, особого эффекта нет, поскольку специалистов по батику в области мало. На одном из последних городских конкурсов изобразительного искусства были робкие попытки поработать в этой технике. Но, откровенно говоря, на батики они мало похожи, так как попросту не выдерживается технология, — сказала Г. Коспакова.

Казалось бы, в алгоритме классического батика, которому присущи воздушность и игра цвета, изменить ничего уже нельзя. Но молодые художники все же пытаются экспериментировать и смешивать разные техники, дополняя работы необычными визуальными эффектами. К примеру, в некоторых работах применены поваренная соль, вода и декоративный цветной клей, создающие эффекты размытости и вкрапления. Кроме того, добавляется контурная обрисовка из чистого цвета, придающая работе объем, четкость и выразительность. Наглядным примером могут служить «Дева» и «Стрелец» Натальи Глазовой, «Год дракона» Алексея Бальзамова, «Лебеди» Любови Платовой и другие работы.

Один из последних экспериментов молодых мастеров — батики без резерва с использованием соли.

— Это далеко не просто, как кажется. Здесь важно знать, как соль действует на цвет. А это приходит только в процессе многочисленных проб. Поэтому без опыта подобные работы трудно выполнить, — пояснила Г. Коспакова.

Кстати, батик широко используется в текстильной промышленности для окраски тканей. Но его вполне можно применять и в домашних условиях, к примеру, для росписи одежды, украсив или преобразив ее полностью. Подобное декорирование вместе с вышивкой стеклярусом и стразами сегодня успешно применяет художник-модельер Дина Аралбаева, которая, помимо этого, сама и шьет конструкцию. Для того чтобы можно было стирать одежду, акриловые краски закрепляются посредством термообработки. А краски, используемые в контурной обрисовке, не нуждаются в подобной процедуре, поскольку в их составе уже содержится закрепляющий элемент. Безусловно, эта техника придает эксклюзивность любой вещи.

Своеобразной пробой пера стала попытка Гульнары Коспаковой и Дарьи Роды расписать зонт. Кстати, эксперимент удался на славу. В итоге обычный зонтичный купол за счет нанесенных контуром орнаментов обрел уникальную расцветку.

Отдельного разговора заслуживает работа «Охота» — собственный эксперимент Г. Коспаковой (на снимке). Ее особенность заключается в нетрадиционной технике выполнения батика. Изображение нанесено на черный шелк контуром без предварительного карандашного рисунка. Одним словом, батик развивается, и в процессе работы появляется все больше новых приемов.

— Это такая техника, втянувшись в которую, трудно остановиться. Цветовые эффекты поражают глаз. Это нужно видеть, когда краски растекаются по ткани и начинают перемешиваться. От игры цвета просто душа поет, — признается Г. Коспакова.

Следует отметить, что первые шаги при попытке развить батик в области сделаны довольно удачно. Ярким подтверждением является тот факт, что четыре работы — коллаж «Взгляд в прошлое» Дарьи Роды, триптих «Об этом говорит прошлое» Любови Платовой, батики «Айша биби и Карахан» Айнур Таукеновой и «Керамика Тараза» Натальи Глазовой — выставлялись на международной выставке в Астане. И верится, что на достигнутом наши художники не остановятся.

Михаил ТЁ, фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»