Пустите на постой

Кукольный театр просит жамбылскую прописку

Такое пожелание прозвучало на персональной выставке сценографа-кукольника Маяры Дауренбаевой в зале экспозиций Жамбылского областного историко-краеведческого музея. Сама художница тоже надеется, что ее творения вновь оживут на подмостках, теперь уже местных.

Куклами она увлеклась еще в 70-е годы, во время учебы в Алма-Атинском художественном училище имени Н. Гоголя. Ей казалось занимательным наблюдать, как обычные на первый взгляд игрушки перевоплощаются в персонажи, обретают с помощью актеров свой характер, стиль, манеру двигаться и одеваться. Этот интерес предопределил и дальнейшую специализацию: после училища Маяра отправилась в Ленинградский институт театра музыки и кино постигать секреты мастерства.

Редкая даже по советским меркам специальность побуждала ее к постоянному поиску. И к перемене мест. Только в казахстанских театрах кукол — столичных и провинциальных — она поставила больше 70 спектаклей. Пластичным и выразительным персонажам сценографа Дауренбаевой рукоплескали зрители в театрах Ташкента, Самарканда, Андижана, Измира.

Долгое время, вплоть до 2010 года, Маяра Асановна работала главным художником Шымкентского областного театра кукол. С выходом на пенсию потребность в самореализации только усилилась. И уже в статусе свободного художника она участвует в фестивалях и конкурсах, неизменно удостаиваясь звания лучшей.

— В последнее время интерес к кукольным театрам возрос, — говорит она. — В Алматы, к примеру, все чаще проявляют себя коммерческие театры, моноспектакли, причем, не только дет-с-кие, но и взрослые. Вот и на сегодняшней выставке, если вы заметили, посетители больше обращают внимание на кукол, а не на живопись.

— Как использовать кукол, зависит от режиссуры, — добавляет художница. — Сценический рисунок не обязательно предполагает, что актер скрыт от зрителя. Есть пластическая, верховая, тростевая, планшетная формы. Существует и так называемый открытый прием, когда актер работает с куклой на сцене.

На открытии выставки местные художники и актеры только и говорили о том, что в областном центре пора создавать кукольный театр. Что его появление стало бы толчком, который пробудит интерес к театральному искусству в целом. Хотя сама Дауренбаева пока не видит четких перспектив и предложений:

— Если здесь откроют театр, то нужны актеры, режиссер, администратор, работники сцены. Это за рубежом кукольники сами пишут сценарии, делают кукол, сами играют и с одним номером могут гастролировать. В любом случае решение зависит от местных властей.

Гульжан АСАНОВА,
фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»