Поймали на слове

Газовики неплохо греются на тонкостях русского языка

Председатель региональной лиги потребителей «Кыран» Науатбек Иманбеков считает публичный договор ЖПФ АО «КазТрансГаз Аймак» с потребителями не соответствующим законодательству и планирует опротестовать некоторые его положения в прокуратуре.

 

Посадили на счетчик

— Недавно ко мне за помощью обратился человек, проживающий на улице Мирзояна, — рассказывает защитник прав потребителей. — Он обнаружил утечку газа в приборе учета и вызвал аварийную службу. По совету газовиков абонент заменил счетчик. Спустя некоторое время к нему пришла квитанция с суммой к оплате в 68 тысяч тенге. После разбирательств в головном офисе ему снизили ее до 25 тысяч тенге.

По просьбе этого потребителя я принял участие в комиссии ЖПФ АО «КазТрансГаз Аймак», которая разбирается в подобных ситуациях. Из беседы с пенсионерами, которые пришли сюда же, я узнал, что кому-то из них начислили к оплате 105 тысяч тенге, кому-то — 78 тысяч. После переговоров на комиссии абонентам делают уступку примерно на 30 — 15 тысяч тенге. И потребители, как правило, соглашаются оплатить остаток суммы, не защищая свои права в суде.

В случае с абонентом, который обратился в лигу, на неисправном счетчике пломба не была сорвана. Но если так, то отвечать за прибор учета должен тот, кто либо продал счетчик, либо осуществлял его поверку на пять лет, тем более что до окончания этого срока с момента обнаружения утечки газа оставалось еще несколько месяцев. Камнем преткновения в подобной ситуации становится пункт 4.3 публичного договора АО «КазТрансГаз Аймак» с потребителями от 5 июля 2011 года. Он гласит: «При обнаружении неисправности индивидуального прибора учета расчет потребленного газа производится исходя из действующих норм потребления газа, по количеству фактически проживающих жильцов и площади отопления за период с момента проведения поверки или установки индивидуального прибора учета до устранения неисправности, но не срока исковой давности, с учетом произведенной абонентом оплаты».

— Хотелось бы обратить внимание на одну существенную деталь, — говорит Науатбек Иманбеков. — Слово «поверки» следовало бы заменить на слово «проверки». Буква «р», на умышленный пропуск которой мало кто сначала обратил внимание, кардинально меняет смысл и условия договора.

Ерболат Дуйсенбиев, главный специалист отдела технического регулирования департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий по Жамбылской области убежден, что последний публичный договор газо-снабжения был принят в одностороннем порядке.

— Ущемление прав потребителей в нем налицо, — считает он. — Если показания прибора снимаются в присутствии представителя ЖПФ АО «КазТрансГаз Аймак», то по логике перерасчет следует делать с этой поверки, а не проверки счетчика, которая могла быть несколько лет назад. Получается, если абонент даже заплатил за прош-лый месяц по снятым контролером показаниям, его по условиям публичного договора все равно могут заставить платить за последние три года по нормам потребления.

— Вот откуда берутся огромные суммы начислений, — говорит Науатбек Иманбеков. — На вопрос, прошел ли публичный договор юридическую экспертизу, мне комиссия ЖПФ АО «КазТрансГаз Аймак» ничего не ответила. Я думаю, что он не соответствуют законодательству. Пункт 4.3 действующего публичного договора газоснабжения лига потребителей планирует оспаривать в судебном порядке.

— Контролеры проверяют не только показания счетчика, но и сохранность пломб, исправность, вращение диска счетного механизма, — говорит Берик Себепбаев, заведующий сектором теплотехнических средств измерений ЖФ АО «Национальный центр экспертизы и сертификации». — Эта проверка проводится каждый месяц за счет потребителя: зарплата контролера ведь заложена в тариф. А крайним делают абонента.

— С какой стати потребитель должен отвечать за технические проблемы счетчика? — вопрошает Асан Дуйсенов, главный специалист антимонопольной инспекции по Жамбылской области Агентства РК по защите конкуренции. — Пусть контролер установит, по чьей вине произошла несанкционированная утечка газа: по вине завода-изготовителя или по недосмотру лаборатории и привлекает их к ответу.

Сумма к оплате по норме потребления абоненту должна начисляться именно с момента последней проверки, иначе для чего каждый месяц контролер приходит к своим клиентам проверять, есть или нет механические повреждений счетчика? Если таких повреждений нет, то потребитель не должен отвечать за проблемы с прибором учета.

 

И снова о корректорах

Ерболат Дуйсенбиев, главный специалист отдела технического регулирования департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий по Жамбылской области, обращает внимание на то, что, ссылаясь на Гражданский кодекс при заключении нового публичного договора в прошлом году, газовики сами же его нарушили.

— В законе предусмотрена возможность внесения протокола разногласий после опубликования публичного договора в течение 30 дней, — говорит он, — но потребителей просто уведомили о его вступлении в силу. То есть договор вообще можно признать недействительным, так как законная процедура его заключения нарушена. Процедура принятия дополнений в публичный договор о корректорах тоже нарушена.

Лига потребителей «Кыран» выступает против того, чтобы расход газа высчитывали по малопонятной абонентам формуле, где результат зависит от среднесуточной температуры.

— Если есть необходимость вводить такие коррективы, газовое хозяйство должно закупить и установить приборы учета с корректорами за свой счет, не включая эти расходы в тариф, — считает Науатбек Иманбеков.

— Агентство по регулированию естественных монополий устанавливает тариф на конкретных условиях, — развивает тему Асан Дуйсенов.

— В них нет информации о том, при какой температуре рассчитывается тариф на газ. В условиях должно быть написано: 1000 кубометров газа стоит столько-то тенге при таком-то температурном режиме, но этого нет. ЖПФ АО «КазТрансГаз Аймак» пытается самовольно изменить тариф. Следовательно, АРЕМ должно внести протест по этому поводу, сказать, что существующий тариф установлен для любых условий в течение года. Я считаю, что лига потребителей должна обратиться в прокуратуру с запросом, на каком основании ЖПФ АО «КазТрансГаз Аймак» самовольно меняет тариф (дополнение в договор от 5 января текущего года). Технические условия по сути нового тарифа должны быть утверждены АРЕМом.

Комментируя разгоревшиеся споры вокруг приборов учета в связи с новыми условиями поставки газа, Берик Себепбаев, специалист ЖФ АО «Национальный центр экспертизы и сертификации», уточняет:

— Для каждого прибора учета завод-изготовитель готовит технические условия его монтажа и эксплуатации. В техусловиях на бытовые счетчики не оговаривается необходимость применения поправочного коэффициента, учитывая температуру потребляемого газа.

В промышленных современных счетчиках есть корректор, который автоматически пересчитывает объем потребляемого газа. А в советское время в технических условиях на эксплуатацию промышленных счетчиков приводилась формула пересчета расхода газа в зависимости от температуры в момент потребления.

— Согласно Закону РК «О конкуренции» от 29 декабря 2008 года, — говорит Асан Дуйсенов, — наше ведомство больше не согласовывает содержание договоров, как прежде. Раз это публичный договор, значит, он и должен обсуждаться общественностью, а не приниматься в одностороннем порядке одним ЖПФ АО «КазТрансГаз Аймак». Если в течение месяца стороны не могут договориться по каким-то моментам, они должны обратиться в суд, который решает, как должна звучать та или иная формулировка.

Обсудить все спорные моменты лига потребителей предложила ЖПФ АО «КазТрансГаз Аймак», однако его представители проигнорировали назначенную встречу, сославшись на занятость.

Елена ЕФИМОВА

Комментарии: 5 к статье Поймали на слове

  1. Потребитель 7 апреля 2012 в 14:08

    Таразцам надо срочно сплотиться, и организовать общественный комитет для борьбы с КазТрансГай Аймак. Нужно собрать сведения обо всех обманутых. Найти хорошего адвоката (может он как раз и есть среди обманутых потребителей) и предъявить газовикам досудебную претензию за мошенничество и намеренное введение в заблуждение. Наказать хапуг на миллионов десять, чтоб больше неповадно было словами играть.

    Ответить
  2. Augustina 7 апреля 2012 в 22:30

    Попытка — как пытка в данном случае. Потому как плетью обуха не перешибешь. (((

    Ответить
  3. Медеубек 8 апреля 2012 в 9:21

    У меня аналогичная ситуация! Зимой из-за низких температур сломался счетчик. — (Я сам позвонил в ГорГаз Спецы — Пришли — заменили счетчик — все это за мой счет) — и выставили счет в 93000!!! Тенге!!!
    Спрашиваю за что -?
    В ответ положения какого-то пункта договора!

    И в общем мне интересна процедура принятия договора оферты? Антимонопольный комитет не работает у нас чтоли? Или он на эти вещи повлиять не может?

    Ответить
    • Сайлау 8 апреля 2012 в 11:51

      Медеубек, подайте иск в суд на газовиков. Вы не можете не выиграть дело, так как сам договор с поставщиком незаконный. Мне кажется, газета поддержит вас в этом начинании.
      Удачи! Мы будем следить за развитием событий. Только благодаря активной жизненной позиции таразцев здесь можно создать нормальное гражданское общество.

      Ответить
  4. Таро 9 апреля 2012 в 8:50

    Полагаю, что нужно обратиться в антимонопольный комитет! А редакции газеты предлагаю провести собственное расследование! Прессу все боятся!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»