Бумажный мир

Автор Нуржан КАДЫРБЕКОВ Опубликовано 7 апреля 2014. · 3 Комментарии · Отправить

Размещенов разделах Общество

Share This Post

GoogleBloggerMyspaceRSS

Секреты мастерства открываются не сразу

Вы умеете делать из бумаги, к примеру, самолетик? Если да, то поздравляю, вы отчасти владеете искусством оригами! Именно так по-японски называется умение складывать из квадратного листка бумаги объемные фигуры. И при этом мало кто знает, что сегодня это древнее искусство переживает второе рождение. В Японии, где в ІХ — ХІІ веках зародилось оригами, до сих пор искренне верят, что если сложить тысячу бумажных журавликов, то сбудется любое желание. Это прежде всего связано с традиционной религией японцев — синтоизмом, где обожествляется каждая вещь, каждое явление и даже каждое сказанное слово. 

Конечно, сегодня оригами уже потеряло древний сакральный смысл, и теперь оно перешло в разряд хобби, увлечения, которому посвящают свой досуг. С развитием Интернета оригами стало стремительно набирать популярность и в странах бывшего СССР, и сегодня в Казахстане уже есть признанные мастера этого вида искусства.

Мой земляк Александр Пак был первым, кто показал мне и другим своим сверстникам, как строится кораблик в бутылке, как собирается модель самолета, способная летать хоть на эфирном двигателе внутреннего сгорания, хоть на так называемом «резиномоторе». Воздушные змеи, управляемые автомобили, катера, ракеты, поднимавшиеся в небо до высоты в несколько сот метров, игрушечные пистолеты и «телефоны» из спичечных коробок и ниток, вполне сносно передававшие звук, и конечно же взрывпакеты, которые у него получались особенно громкими и яркими, — все эти забавы родом из детства мы помним по сей день.

Увлечение оригами началось со знакомства... с журавликом.

— Первый раз оригами — японского журавлика — показал дед, когда мне было четыре года, — говорит Александр. — Дед умел складывать только эту фигурку. А в начальных классах родители купили мне книгу «Знай и умей», где было несколько сложных оригами. Была схема шляпы-гармошки, из нее можно было сделать несколько фигур — кувшин, гантель, зонтик, фужер. Это была моя первая по-настоящему сложная работа. Мне тогда помогал отец. Ну а всерьез я стал заниматься оригами несколько лет назад, когда в Интернете увидел работы современных авторов, в основном японских, которые по сложности исполнения олицетворяют собой вершину современного искусства. Собирал материалы, читал книги, рассматривал схемы, и на сегодняшний день я собрал около 60 работ, которые, без ложной скромности, считаются в мире оригами весьма достойными.

Отличие оригами от других видов искусства заключается в том, что в нем не заложено коммерческой составляющей. Купить или, наоборот, продать оригами, как, например, картину или скульптуру, сложно в силу того, что ценность имеют лишь только авторские работы. В основной своей массе фигурки оригами уже кем-то собраны, и все последователи этого направления просто пытаются повторить чью-то авторскую работу. Да и само понятие авторского произведения в оригами появилось сравнительно недавно, когда современными мастерами стали создаваться работы, выходящие за рамки классического искусства как по красоте, так и по сложности исполнения. Если классическое оригами должно быть исполнено из строго белого квадратного листа бумаги, то в современных работах широко используются варианты не только различной цветовой гаммы, но и пропорций бумажного листа.

— Прежде чем сделать фигурку, приходится много тренироваться, — продолжает свой рассказ Александр. — Для того чтобы создать одну модель, даже простую или средней сложности, чтобы она была безупречной, приходится сделать много черновиков. Именно безупречность ценится среди мастеров. Ты должен знать, где какие изгибы, потом нельзя бумагу мусолить. Оригами делают много людей, но изящные вещи делают лишь единицы. При этом допускается придавать фигурке свои дополнения, можно раскрашивать ее после того, как сложил, а можно приготовить бумагу заранее. То есть ты сначала собираешь черновую модель, прикидываешь, где какая будет раскраска. Иногда тебе приходится брать лист бумаги разного с двух сторон цвета. Например, есть несколько вариантов, когда в работе используются обе стороны бумаги. Если, к примеру, зебру сложить из обычного белого листа, то полосы, заложенные автором, визуально никак на ней не проявятся.

Цветное оригами и другие направления в японском искусстве появились совсем недавно. Это изощрения уже новых авторов. Еще одним сравнительно новым направлением является манигами — фигурки, сложенные из денежных купюр.

Манигами отличается тем, что все фигурки очень миниатюрны. Например, долларовая купюра очень плотная, и собирать фигурки из такой бумаги непросто. Иногда, чтобы собрать достаточно сложную работу, нужно использовать такие инструменты, как тиски, плоскогубцы, не говоря уже о пинцетах и зажимах. Фигурки из долларовой бумажки могут быть размером 2-3 сантиметра, при этом сложенная в несколько раз купюра становится очень непростой задачей для начинающего оригамиста. Чтобы сложить фигурку из такой бумаги, требуется точность.

Стоит отметить, что оригами — это не только искусство, это целая наука, в которой существуют свои законы. Есть несколько книг по теории оригами, где применяются законы математики, геометрии, физики, существуют специальные формулы по вычислению различных фигур, есть строгие правила складывания бумаги.

Большинство авторов предлагают схемы, в которых берется квадратный белый лист, и пошагово в иллюстрациях та или иная фигура складывается. Нередко предлагаются принципиальные схемы оригами — паттерны. Это просто разлинованная бумага с обозначенными складками, по которым нужно сложить фигурку. По паттернам оригами могут собирать люди, уже достигшие в этом виде искусства определенного мастерства. Как в паттерне, так и в пошаговой сборке кроме обозначенных сгибов существует большое разнообразие других знаков и символов — так называемый язык оригами. Развернуть, вогнуть внутрь, повторить много раз… И если человек владеет таким языком, то для него не составляет труда понять принцип складывания той или иной фигурки.

— Иногда на то, чтобы сделать фигуру по паттерну или следуя пошаговой схеме, уходит месяц или больше, — поясняет сложность «сборки» оригами Александр. — Это при том, что ты посвящаешь этому занятию по нескольку часов в день. Мало того что приходится работать с хирургической точностью, надо постоянно мыть с мылом руки, чтобы бумага не замусолилась, обрабатывать бумагу различными составами, чтобы она была более стойкой. Многое приходится домысливать самому: как ей придать нужную форму, не нарушая законов оригами, как из плоской фигуры сделать объемную, как придать форму ногам, усам, голове именно так, как ты видишь на фотографии авторской работы. И потом уже доработать эту фигуру. На самом деле сложить такую заготовку — полдела, а вот сделать фигурку одухотворенной — вот сама суть оригами.

Надо сказать, что в коллекции Александра есть такие работы, которые в мире оригами называют фигурами высшего пилотажа. Созданные уже в ХХІ веке молодыми японскими авторами две фигуры, кроме Александра, не повторил никто. Это зооноид — чешуйчатый дракон с крыльями, четырьмя конечностями и хвостом, которого придумал в 2009 году Шуки Като, и муравей Нишиды Шантера из квадратного листа. Что касается последнего, то муравей, по словам Александра, — фигура средней сложности. Однако автор предложил для сборки только паттерн, при этом работа содержит несколько хитростей, о которых Нишида Шантер решил умолчать, стремясь усложнить задачу.

— Меня всегда привлекали работы, которые казались мне эстетичными, максимально детализированными и самыми сложными, — сказал в конце нашей встречи Александр. — Стараюсь брать высокую планку: если кто-то смог, значит, и мне это под силу.

Нуржан КАДЫРБЕКОВ,
фото из архива Александра ПАКА

Комментарии: 3 к статье Бумажный мир

  1. Александр 26 октября 2015 в 20:49

    Здравствуйте , Нуржан . Я герой материала . К сожалению я не был в курсе что в вашей газете выйдет такой материал . Хотелось бы преобрести экземпляр этого выпуска .

    Ответить
  2. Гульжан - Александру 2 ноября 2015 в 11:08

    Александр, на момент опубликования материала Нуржан был нашим собкором. Он искал Ваши координаты по нашему требованию, но не смог найти.
    Номер газеты с этой публикацией мы постараемся для Вас приберечь, сообщите, кому и когда передать.

    Ответить
  3. Александр 12 марта 2017 в 19:20

    87777341342 Александр

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»