Встреча с Бауыржаном Момышулы

Кадр из фильма: такими счастливыми и красивыми были Бибижамал Муканова и Бауыржан Момышулы.

Её подарили создатели нового фильма

На днях на телеканале «Хабар» состоялась премьера художественного фильма «Бауыржан Момышулы». В течение четырех вечеров, затаив дыхание, всей семьей смотрели этот сериал. Впечатление такое, что я вновь встретился с живым Бауыржаном ата. 

Узнав, что снимается фильм про Бауыржана Момышулы, я с нетерпением и некоторой опаской ждал его выхода в эфир. Дело в том, что немало людей предпринимали попытки создать образ легендарного полководца и писателя в кино, однако их работам всегда чего-то недоставало. Поэтому сомнения одолевали и в этот раз: получится ли фильм таким, как того хотят зрители?

Забегая вперед, скажу, что и авторы, и актерский состав на сей раз постарались, и Бауыржан Момышулы предстал перед нами таким, каким он был на самом деле, со сложным характером, человеком, умеющим любить, переживающим за своих бойцов, ставшим им отцом. Конечно, создание фильма — это творческая работа, поэтому требовать от авторов стопроцентного сходства прототипа образу было бы не совсем верно. Однако в данном фильме ярко передан характер главного героя, его знакомство с генералом Иваном Васильевичем Панфиловым, налаживание их взаимоотношений, дух первых месяцев Великой Отечественной войны, ход формирования 316-й стрелковой дивизии, которая прославилась в боях за оборону Москвы.

Мне, человеку, хорошо знакомому с творчеством Бауыржана Момышулы, знающему его мысли по личным беседам с ним, а также по его дневникам, поначалу было трудно дать объективную оценку новому фильму. Тем более что до этого многие попытки создать фильм про полковника заканчивались неудачей. Но с первых кадров я увидел настоящего Бауыржана.

Да, каждый шаг, каждое слово Бауке я уже знал. Например, эпизод, связанный с командиром роты Ефимом Филимоновым. Этот фрагмент детально описан самим Момышулы в его повести «Генерал Панфилов». Филимонов был кадровым командиром-кавалеристом. А кавалеристы считали, что в артиллерии служат лодыри, умные — на флоте, дураки — в пехоте. Вот почему кавалерист Филимонов в батальон пришел подавленный: как так, его, командира эскадрона, назначили командиром пехотной роты?! Его самолюбие было уязвлено еще тем, что им командует какой-то старший лейтенант из артиллерии (из лодырей). Б. Момышулы пишет: «Возможно, Филимонов был хорошим наездником, рубакой, но вскоре я убедился, что он плохо разбирался в топографических картах, в элементарных тактических приемах. С первой же нашей встречи между мной и Филимоновым завязалась, если можно так выразиться, психологическая борьба… Нелепая борьба».

Филимонову же показалось, что комбат предвзято относится к нему, издевается. Потому пожаловался комиссару полка Петру Логвиненко. Комиссара 1073-го полка Петра Васильевича Логвиненко я тоже узнал без труда, хотя в фильме этот эпизод подан несколько иначе, чем было на самом деле. Все началось с первого дня его знакомства с нашим главным героем. Вот как описывает эту встречу Бауыржан Момышулы в набросках к портрету своего визави: «Сев напротив меня, он долго, испытующе смотрел в мои глаза; я, не моргнув, ответил ему тем же. Он первым отвел глаза. Так впервые состоялась у нас дуэль глаз, поэтому я был зачислен в его особый список с первого взгляда».

Теперь понятно, почему Логвиненко даже генерала убедил поехать в расположение батальона Момышулы, чтобы показать, какой деспот этот комбат. Чем кончилось, рассказано в фильме.

В сериале показано, как дивизия генерала Панфилова прибыла под Москву. Однако, опять же забегая вперед, скажу, что против 316-й дивизии, которая была практически ополченской, немецким командованием были поставлены три дивизии — две танковые и одна пехотная. А батальону Бауыржана Момышулы противостояли эсэсовцы из дивизии «Мертвая голова». К тому же, как пишет Момышулы в книге «Генерал Панфилов», «на весьма широком фронте плотность обороны была жиденькой, готовность оборонительных работ по сроку — нереальной: войска успели лишь выйти к своим направлениям».

Генерал-полковник Эрих Гёпнер, командовавший 4-й танковой группой, чьи ударные силы потерпели поражение в боях с 316-й дивизией под командованием Панфилова, называет ее в своих донесениях командующему группой армий «Центр» Федору фон Боку «дикой дивизией, воюющей в нарушение всех уставов и правил ведения боя, солдаты которой не сдаются в плен, чрезвычайно фанатичны и не боятся смерти». Такова оценка непосредственного врага. Она показывает, как за очень короткий срок комдив Панфилов и его помощники сформировали боеспособную дивизию из вчерашних учителей, колхозников, партийных работников и других, для личного состава которой такие понятия, как честь, патриотизм, не были пустыми словами.

После изнурительных боев с превосходящими силами врага 16 — 20 ноября 1941 года дивизия Панфилова остановила его наступление. Вскоре после этого события, то есть 8 января 1942 года, Гёпнер проигнорировал приказ Гитлера держаться до последнего и совершил тактическое отступление, за что был снят с поста командующего 4-й танковой группы с формулировкой «за трусость и неподчинение приказам», уволен из вооруженных сил без права носить военную форму и награды, а также без права на пенсию. Вот какова была цена битвы за Москву для генерала Гёпнера. А ведь до того момента он за особые заслуги перед Германией был награжден железным крестом первого и второго класса, крестом королевского ордена дома Гогенцоллернов, рыцарским крестом железного креста. 20 июля 1944 года Гепнера арестовали как участника заговора против Гитлера, а 8 августа приговорили к смертной казни и повесили в тюрьме Плетцензее в Берлине.

Другого «героя» битвы за Москву Федора фон Бока постигла почти такая же участь. Генерал-фельдмаршал фон Бок во время вторжения в Польшу командовал группой армий «Север», в июне 1940 года после захвата Парижа принимал парад войск вермахта у Триумфальной арки. Во время нападения на Советский Союз получает командование группой армий «Центр», главной задачей которой Гитлер определил захват Москвы. Таким доверием и авторитетом пользовался Федор. Однако всю его спесь сбили красноармейцы, в том числе солдаты дивизии Панфилова в битве за Москву. И он уже в декабре 1941 года открыто критически высказался о положении на фронте, чем вызывал гнев своего фюрера. Ответственность за провал наступления на Москву Гитлер возложил именно на генерал-фельдмаршала и освободил его от командования «Центром». В январе 1942 года его назначают командовать группой армий «Юг», однако вскоре его разногласия с фюрером обострились. И в июле того же года фон Бок был снят с должности и отправлен в резерв. Имел 27 боевых наград.

Все эти подробности вспоминаются, когда видишь, как бойцы Бауыржана Момышулы вступают в боевые действия под Москвой. Вот со стороны передовой появляются оборванные, потрепанные, до смерти усталые советские солдаты, многие без оружия, хаотично двигаются на восток, чтобы оторваться от преследования хорошо обученной и прекрасно вооруженной армии гитлеровцев. Их леденящие душу рассказы о том, что фашиста и пуля не берет, что он безжалостен и остановить его невозможно, зарождают в душах солдат батальона панические настроения. Так появляется первый самострел. Чтобы паника не распространилась, Момышулы вынужден по законам военного времени расстрелять его на глазах всего батальона. Насколько это трудное решение, говорят воспоминания старшего лейтенанта о том, как его отца ужалил ядовитый паук. Помочь ему было некому, и, чтобы не погибнуть, дедушка Момыш острым ножом вырезает со своего тела большой кусок плоти. Комбат, приняв решение расстрелять бойца, тоже вырезал из своего сердца кусок мяса. Вот такую боль перенес Момышулы.

Ему надо было найти выход из положения, чтобы бойцы с глазу на глаз встретились с фашистами, нанесли им урон и убедились, что их можно и нужно бить. Так родилась идея сделать вылазку в расположение врага. Из рассказов самого Момышулы известно, что в двадцати километрах от расположения батальона лежало село Середа, которое, по данным батальонной разведки, являлось перевалочным пунктом врага. Туда привозили боеприпасы, продовольствие, горючее. Там на ночлег останавливались проходящие части и подразделения гитлеровцев. Вот по этому пункту и было решено ударить силами сводного отряда. От каждой роты, от каждого взвода в отряд отобрали по нескольку человек, с тем чтобы они потом рассказали сослуживцам о том, как били врага. Командиром отряда из 100 человек назначили начальника штаба, лейтенанта Хаби Рахимова, а политруком — участника финской войны Джалмухаммеда Бозжанова. Однако операцию следовало подготовить тщательно, чтобы действительно победить в одном коротком бою. И план первого боя был отработан исключительно гениально, поэтому отряд уничтожил двести с лишним фашистов, взял языка, взорвал оружейные склады, захватил много трофеев. В том памятном бою были ранены 17 бойцов батальона. Вот так шлифовалось искусство тактика и стратега Бауыржана Момышулы.

Наконец, показали, что Бауыржан Момышулы был женат, имел дочь, а когда он уезжал на фронт, супруга была беременна, 3 октября 1941 года она родила мальчика и назвала его Бахытжаном, как просил сам Бауке.

О подробностях подготовки к съемкам я знаю из рассказов снохи героя Зейнеп Ахметовой. Например, главную героиню Бибижамал апа хотели нарядить в национальный камзол. Это выглядело бы, по крайней мере, несколько наигранно, потому что камзол для казахских женщин не служил повседневной одеждой. К тому же Бибижамал апа была грамотной женщиной, училась в Москве, носила светскую одежду. И режиссеру удалось даже в одежде передать дух той поры.

Надо подчеркнуть, что роль Бибижамал апа блестяще сыграла известная актриса Асель Сагатова. Нам известно, что она с детских лет занимается творчеством, окончила школу с хореографическим уклоном, с четырнадцати лет работает моделью, окончила факультет международных отношений Казахского национального университета имени аль-Фараби, параллельно работая музыкальной ведущей на телевидении и занимаясь организацией концертов. Также знаем Асель по фильмам «Плач матери о манкурте», «Меч Махамбета», «Красная полынь», «Охота за призраком» и другим.

Бибижамал апа была первой и единственной любовью Бауыржана Момышулы. Их любовь в фильме передана без излишних сюсюканий, и это правильно, потому что в их отношениях было много любви и уважения друг к другу. И то, что они обращаются друг к другу не по именам, а уважительно называют друг друга Жамке и Баукеш, свидетельствует о высоких чувствах. Да, Бибижамал апа, как и всякая женщина, боится потерять мужа, он не в командировку, на войну уезжает. С одной стороны, она понимает его стремление быстрее поспеть на фронт, с другой стороны, страшится отпускать его в пекло. Сердцем чувствует, что разлука будет болезненной и затянется надолго, если не навечно. Она не зря боялась этого. Бауке ушел из ее жизни на долгих 14 лет, наведываясь лишь во время краткосрочных отпусков.

О работе актера Еркебулана Дайырова, сыгравшего главную роль, хочется сказать отдельно. Он взял на себя огромную ответственность — показать своего героя без излишней наигранности, таким, каким он был на самом деле. А он был неусидчивым, неуживчивым, горячим, но беспредельно справедливым. Его сердце плакало, когда погибали однополчане. Много позже, накануне празднования 30-летия Победы, он надрывно говорил, что в той войне погибли люди, которые были намного умнее его, намного душевнее его, намного нужнее Родине… А ему Аллахом была дарована жизнь…

Так вот, Еркебулан сыграл роль Бауыржана Момышулы прекрасно. Как он признается в одном из интервью, надо было показать Момышулы не только талантливым командиром, но и многогранной личностью. Такую высокую планку он вместе с режиссером поставил перед собой. По всему видно, что он тщательно готовился сыграть роль легендарного человека. И чтобы не было фальши, приходил к Зейнеп Ахметовой советоваться, потому что никто другой кроме нее так глубоко не изучил психологию Бауке. Еркебулан перечитал множество книг о своем герое, просмотрел не только фильмы, но и хроникальные кадры военных и послевоенных лет, изучил его мимику, жестикуляцию и манеру речи. Поэтому и создалось впечатление, что эти четыре незабываемых вечера я общался с живым Бауыржаном Момышулы.

Впрочем, все действующие лица узнаваемы, следовательно, все актеры работали творчески. Поэтому радует обещание создателей фильма, что будет продолжение. Это воодушевляет, потому что мы соскучились по хорошим фильмам, по хорошей актерской работе, по хорошим режиссерским решениям, мы соскучились по Бауыржану Момышулы.

Бекет МОМЫНКУЛ

 

P.S. Сериал «Бауыржан Момышулы» — не единственная удачная работа агентства «Хабар». Недавно оно представило вниманию общественности художественный фильм «Касым» о легендарном партизане Великой Отечественной войны, Халық Қаһарманы Касыме Кайсенове. Сразу после показа фильма о Бауыржане Момышулы приступили к демонстрации фильма «Куляш» о знаменитой певице Куляш Байсеитовой. Этими фильмами телеканал «Хабар» показывает историю страны, рассказывает о ее выдающихся людях, которые прославили Казахстан.

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»