The news is by your side.

Сообща, одной семьей

Махалля — как малая родина

С давних времен на Востоке люди стремились жить сообща. Сообща кочевали, потом сообща выбирали место постоянного проживания. С ростом поселений они делились на махалли. 

Махалля — часть города, аула, включающая в себя несколько улиц и их население. Каждая махалля имеет свое название, часто характеризующее род деятельности ее обитателей или особенности месторасположения, национальный состав. Так, в начале ХХ века в Таразе (в то время Аулие-Ата) с населением 12 тысяч человек были известны Кончилик-махалля, в которой преимущественно проживали кожевники, Темирчи-махалля (жес-тянщики), Ак-Сарай, Отшабар-махалля (торговцы), Кози-махалля, Ногай-махалля (татарская), Мазар-махалля, Сасык-арык, Наманган-коче, Эски-кончилик.

С развитием города и увеличением его населения появляются новые махалли: Сисенбай, Туркестан, Мулла Абдужапар, Сады-Хожи, Торткуль, Алижон, Сенкибай, Рахимбай, Аулие-Ата, Кыркимбай и другие. Так, в настоящее время в Таразе насчитывается около 50 махаллей. Самые крупные среди них — Абдугапар-мулла махалля (бывшая Ак-Сарай махалля), Хамракул, Кончилик, Кози-махалля, Хасанбай.

Махалля славится своими предками и современниками. В Ак-Сарае до сих пор почитают Абдугапара-муллу Мухамеджанова, в честь которого названа сейчас махалля. Он почти полвека возглавлял махаллю. Человек трудной судьбы, осужденный за религиозные убеждения, но сумевший сохранить чистоту помыслов, уважение к людям независимо от их возраста и положения. Всегда справедливо разрешал споры, не допуская малейших раздоров в махалле. Курильщики и выпивохи разбегались при виде его. Эстафету у него принял Карим-ходжа Инамжанов, построивший мечеть, сделавший очень много для воспитания молодежи и сплоченности махалли в трудные перестроечные годы. Их дела продолжают Кохар-Ходжи Усманов, Мамат-ака Абидов и другие аксакалы. Активное участие в жизни махалли принимает и молодежь: Алиджон Мухамеджанов, Ислам Ибрагимов, Гулам Инамжанов, Мирасрор Рахметбаев, Мурадилло Фазылов и другие.

Аксакалы организовывают работы по очистке арыков, уборке территории, благоустройству, озеленению.

В Таразе все без исключения махали интернацио-нальны, в них проживают казахи, узбеки, уйгуры, дунгане, турки, курды, татары, русские, таджики, кыргызы. Махалля — субъект межэтнического согласия в миниатюре.

Многих жителей махалли отличают по дополнительному имени, соответствующему его занятиям, или по шутливому прозвищу. Например, Собир-темирчи-жестянщик, Азим-милиция, Акбар-дохтур, Акмал-каптарчи-голубятник, Усман-профессор, Алишер-ошпоз-повар. Менялись времена, появлялись новые: Гани-Шумахер, Аскар-Майкл Джексон, Мурат-Рембо, Закир-доцент, Салим-Афоня.

Согласно традициям почитания старших в махалле решаюшая роль принадлежит аксакалам и муллам. Их слова-назидания, советы и решения сопровождают человека от рождения и до самой смерти.

Если родился ребенок, на сороковой день родители приглашают муллу, аксакалов и близких родственников и дают ему имя, затем проводят обряд «бесик той». До семи лет мальчик должен быть посвящен в мусульманство, пройти обряд обрезания. Аксакалы определяют дату и время торжества, решают, какие махалли пригласить. Обычно приглашают от пяти до 20 махаллей. Из каждой махалли приходят пять-шесть человек во главе с муллой и его помощником. Торжество проходит под звуки карная, с танцами, мальчика катают на лошади.

Взрослеют парни и девушки — наступает пора сватовства. Сватов из другой махалли встречают мулла, аксакалы из махалли невесты. С соб-людением старинных обычаев решают вопрос символического калыма за невесту, назначают дату торжественного обеда — хотин курьон, кудалык.

Для проведения всех этих мероприятий в каждой махалле есть все необходимое: столы, стулья, скамейки, чайники, чашки, казаны, тарелки, ложки, пиалки, приобретенные сообща всей махаллей. Все это время от времени обновляется.

В махалле и на случай похорон имеются все принадлежности. Аксакалы назначают время похорон, приглашают людей из других махаллей и читают заупокойную молитву, затем совершают погребение.

В старые времена и сейчас все спорные вопросы в махалле решают аксакалы, не доводя дело до суда. Так, мудрые слова примирения сохранили многие семьи от распада, помогли соседям безболезненно решить споры по границам земельных участков, вопросы полива и содержания скота.

Отдельно стоит рассмотреть заботу махалли о малоимущих и сиротах. Для улучшения жилищных условий малоимущих махалля организует асар, или, как сейчас сказали бы, субботник: кто-то помогает физическим трудом, а кто-то материалами, женщины-соседки готовят обед. На Курбан-айт собирают со всех жителей махалли питир. Собранные средства аксакалы распределяют мало-имущим и сиротам, им же отдают мясо жертвенных баранов. Сообща махалля помогает убирать урожай с полей.

Махалля — как малая родина. Многие вынужденно покидающие свою махаллю при первой же возможности стараются вернуться и жить среди своих родных и друзей. Раньше говорили: «Покинуть махаллю — смерти подобно». Поэтому мы так ценим и любим свою махаллю!

Валижан ИСХАКОВ,
член совета старейшин
таджикского этнокультурного объединения
Жамбылской области

Виктор БАРБАШ (фото)

Комментарии закрыты.