The news is by your side.

Своих не бросают

Вузы участвуют в трудоустройстве выпускников

Целый ряд государственных программ в Казахстане — «Дорожная карта бизнеса-2020», программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 — 2021 годы «Еңбек» и другие направлены на снижение численности безработных и обеспечение занятости. 

Об успехах в борьбе с безработицей в Жамбылской области могут рассказать статистические данные. На сайте Комитета по статистике Республики Казахстан относительно ситуации на рынке труда в нашей области сообщается, что в третьем квартале 2019 года в экономике было занято 508 тысяч человек. Численность наемных работников среди занятого населения составила 330,7 тысячи человек, самостоятельно занятых лиц — 177,4 тысячи человек. Численность безработных в этот период составила 25,8 тысячи человек. Уровень безработицы достиг 4,8 процента (против 4,9 процента в третьем квартале 2018 года).

Между тем в управлении по вопросам молодежной политики акимата области сообщили, что уровень безработицы среди молодежи в прошлом году составил 2,7 процента (6457 человек), тогда как в 2018 году — 2,1 процента.

По данным управления координации занятости и социальных программ акимата области, 20882 человека в возрасте до 29 лет вовлечены в активные меры содействия занятости (в том числе 17356 человек из сельской местности), из них 9421 человек трудоустроен на вакантные рабочие места, 2453 выпускника направлены на молодежную практику, 323 человека получили социальные рабочие места, 1349 направлены на краткосрочные курсы обучения, 1157 человек привлечены на оплачиваемые общественные работы.

Карьерой выпускников озабочены и университеты, которые постоянно работают над эффективным устранением проблем с трудоустройством. Руководитель центра карьеры и профессионального развития Таразского государственного университета имени М. Х. Дулати Расима Амандосова говорит, что многие студенты трудоустраиваются не по специальности.

— Нынешний работодатель заинтересован в специалистах, имеющих определенный трудовой стаж и производственный опыт. Эта проблема решаема, если правильно подходить к обучению по дуальной системе и организовывать содержательную производственную практику на базах филиалов кафедр, созданных на предприятии, — считает Р. Амандосова.

Пока после производственных практик трудоустраивается не более 20 процентов выпускников университета. По мнению специалиста,заведующие кафедрами еще не в полной мере используют преимущества дуального обучения и пока не проявляют нужной активности в его внедрении.

— Необходимо расширять сеть филиалов кафедр для трансформации учебного процесса, организовывать стажировки профессорско-преподавательского состава университета на предприятиях, в организациях и учреждениях для повышения их профессио­нального уровня. Важно совершенствовать механизм трудоустройства выпускников, менять формат и технологию проведения ярмарок вакансий, проводить анкетирование работодателей на предмет вакансий, проводить курсы повышения квалификации для выпускников университета с привлечением работодателей, — говорит спикер.

Вуз регулярно проводит мониторинг профессиональной занятости и трудоустройства выпускников. Совместно с управлением координации занятости и социальных программ поддерживается связь с выпускниками, создана единая база данных с указанием места их распределения, трудоустройства и карьерного роста. Анализируется рынок труда, изменения требований к кандидатам, что позволяет ориентировать обучение в первую очередь на удовлетворение этих требований.

Центр карьеры и профессионального развития ТарГУ совместно с деканами факультетов и заведующими кафедрами активизировали практику привлечения специалистов производства для проведения практических занятий, руководства и рецензирования курсовых и дипломных проектов, участия работодателей на итоговых аттестациях студентов выпускного курса. Сегодня в качестве совместителей на кафедры привлечено 23 специалиста.

Центр тесно взаимодействует с регио­нальной палатой предпринимателей, которая организует тренинги по основам предпринимательства.

ТОО «Казфосфат» ежегодно предоставляет вакансии, проводит встречи с выпускниками, разъясняет требования к будущим специалистам. Организуются встречи с представителями АО «Самрук-Казына» и отделом занятости и социальных программ акимата города Тараза по программе стажировки «Жас-Өркен» по проекту «Сәтті қадам».

— Правда, заявки работодателей по вакансиям удовлетворяются не полностью. Чтобы улучшить эту работу, наш центр разрабатывает проект Дорожной карты по содействию трудоустройству на 2020 — 2025 годы, которой преду­смотрено совершенствование методов и форм работы по укреплению связей с работодателями, мониторинга карьерных изменений выпускников, — сказала Р. Амандосова.

О проблеме пассивности при подготовке специалистов востребованных специальностей не устает говорить и руководитель научно-исследовательского центра по проблемам молодежи региона «Жастар зерттеу» Парида Мамедова. Она считает необходимым обязать сектор малого и среднего бизнеса готовить свои кадры, если они не удовлетворены качеством вузовского образования, и отправлять молодых специалистов на специальные курсы. К сожалению, сегодня молодым людям эти курсы не по карману.

— Обучение в вузах по старому формату, присутствие ненужных дисциплин осложняют ситуацию. Но проф­ориентационную работу должны проводить не только вузы, но и школы. Их задача — нацелить школьника на выбор специальности. Нужны инженеры, естествоиспытатели, ученые. Откуда их взять, если в школах катастрофическая нехватка учителей физики, химии, биологии? В результате мы получаем переизбыток гуманитариев. С моей точки зрения, в школах нужно модернизировать подготовку по предметам, которые повлияют на выбор технической специальности, в чем так сильно нуждается рынок труда, — говорит П. Мамедова.

Светлана ГЛАДКОВА,

Комментарии закрыты.