The news is by your side.

Такие разные игры

У каждой эпохи свои приоритеты

Деревянные лошадки, послушные чубчики, куклы-пупсы с пластмассовыми прическами — атрибуты моего детства, приметы 50-60-х годов прошлого века. Что изменилось с тех пор? Какие сегодня самые маленькие граждане нашей страны? Что им интересно, чем занимаются, о чем думают, как размышляют? 

За плечами — богатый опыт работы с дошколятами, позволяющий профессионально сделать небольшой экскурс в прошлое и на примере трех поколений — моего, моих детей и внуков — сравнить, как менялись мир дошкольника и задачи воспитания.

Итак, собственное детство. Конец пятидесятых… Образцово-показательный детский сад имени Н. Крупской, расположенный в районе сегодняшнего дома быта «Куаныш». Строгая дисциплина: воспитатели стоят навытяжку перед директором, а мы, дети, сидим на стульчиках, поем патриотические песни, кругом идеальный порядок. А так хочется свободы движения, бегать, играть.

Второе поколение — мои дети. Я уже профессионал с высшим специальным образованием, прошедший практически все должностные ступени дошкольного работника. Теперь уже я и мои сверстники-педагоги «лепим» из детей гармонично развитую личность в формате строителя коммунистического общества. Но навязанным темам малыши по-прежнему предпочитают игры по желанию — в войнушку, магазин, домик. Детворе живется вольготно: нашим детским садам удивляются зарубежные гости, а всеобъемлющая система общественного дошкольного воспитания разработана на основе научных положений ведущих ученых, психологов, педагогов, медиков.

И, наконец, третье поколение — внуки детей 50 — 60-х годов — молодая поросль независимой страны. Для их полноценного развития в республиканском центре дошкольного детства создают новые стандарты и образовательные программы. Поменялись и принципы воспитания и развития дошкольников. Педагоги сошли с недосягаемого пьедестала и встали рядом с детьми. Теперь ребенку позволено быть самим собой, он может отстаивать свое мнение, к которому мы, взрослые, прислушиваемся, чтобы принять обоюдное решение, даем ему свободу в познании мира и творчестве.

Казалось бы, дети — всегда дети. Но сегодняшние малыши более смышленые. Дошколята изучают языки — они билингвисты, готовят театрализованные представления — они артисты, рисуют — они художники, они уже не играют в города, сидя на скамеечке, а решают кроссворды на компьютерах и планшетах. Они умные и продвинутые. А мы, взрослые, гордимся ими и понимаем: это юное поколение — будущее нашей страны.

Лилиана САНИНА, ветеран дошкольного образования

Комментарии закрыты.