The news is by your side.

То ли ещё будет!

Маневровые тепловозы собирают и в Шу

У каждого региона есть свои градообразующие предприятия. В Шуском районе таковым является локомотиворемонтный завод. 

За 16 лет существования завод несколько раз менял свое название, но основное направление деятельности сохранил. В свое время он выпускал тепловозы с американскими дизелями фирмы «Дженерал Электрик». В недалеком прошлом заводчане даже наладили сборку и выпуск российских комбайнов «Енисей». Однако этот проект просуществовал недолго, хотя шусцы успели создать более сотни единиц нужной для сельского хозяйства техники с надписью на кабине «Енисей-Шу», которая сейчас бороздят казахстанские поля.

Конец 2012 года был ознаменован запуском нового проекта — руководство АО «Камкор-локомотив» заключило договор с китайскими партнерами о выпуске их маневровых тепловозов на Шуском заводе. Это событие даже демонстрировалось в прямом эфире телемоста с участием Президента страны Нурсултана Назарбаева. Быстрыми темпами коллектив предприятия подготовил имеющуюся базу под новое производство, благо, за несколько лет до этого были пущены в эксплуатацию цеха мойки, очистки и окраски кузова локомотива. В кратчайшие сроки был произведен монтаж необходимого оборудования.

Такие маневровые тепловозы марки «ТЭМ-KZ» сегодня выпускает завод.

— В 2012 году мы собрали первый маневровый тепловоз, состоящий на пять процентов из казахстанских запасных частей и на 95 процентов — из китайских. Он получил название «ТЭМ-KZ», и именно его представили Главе государства во время телемоста. Заявки на маневровые тепловозы данного типа подали АО «Локомотив» и ТОО «Локомотив-2030». А в 2013 году было собрано 18 тепловозов «ТЭМ-KZ», которые уже на 31,8 процента состоят из казахстанских деталей. В настоящий момент на заводе проходят модернизацию еще семь железных тулпаров. Под модернизацией подразумевается внесение изменений и усовершенствований в некоторые механизмы тепловозов по желанию заказчика. Кроме того, мы проводим сервисное обслуживание австрийской путевой техники, ремонт и другой железнодорожной техники, — проинформировал исполняющий обязанности главного инженера предприятия Марат Нурбаев.

Всего на заводе действует 21 цех. Особый интерес вызывает экспериментальный, где изготавливаются первые образцы деталей. Работники этого цеха вначале тщательно изучают чертежи и схемы, по которым затем изготавливаются новые запчасти. Очень сложная работа требует усидчивости и терпения. Здесь никто не имеет права на ошибку и небрежность, так как по образцам экспериментального цеха «след в след» идут работники других цехов. Цехом руководит Александр Хорошун, под его началом трудятся настоящие профессионалы своего дела, такие слесари, как Жазылбек Жунусов, Шокан Ильясов, Халел Адилбеков, Жумахан Ибраев. Ответственная и сложная работа у Владимира Волкова, занимающегося выточкой деталей. Более двадцати лет проработал в данном цеху фрезеровщик Жылкыбай Койшибеков.

Главное в работе – точность

— Иногда приходится выпускать очень сложные в исполнении детали, — говорит Жылкыбай. — Порой мы даже сами не верим, что справились с задачей, которую раньше выполнять не приходилось. В такие моменты испытываем большую радость и гордость. А иногда бывает, и простые детали даются с огромным трудом. Работа с железом тоже ведь требует творческого подхода и вдохновения.

— У нас успешно действуют все имеющиеся цеха: цех по сборке тепловозов и их испытаний, дизельный цех по разборке, сборке и ремонту дизеля, колесно-тележечный цех, электромашинный, цех по ремонту якорей главного генератора, цех по ремонту контрольно-измерительных приборов и автоматов, цех диагностики и неразрушающего контроля и другие. При заводе действует свой литейный цех, в котором производится плавка бронзы и латуни для изготовления запасных частей ремонтируемых узлов и агрегатов локомотивов. Наше предприятие производит моторно-осевые подшипники, вкладыши и резинотехнические изделия, запасные части из чугуна, цветного литья, которые раньше приходилось закупать на стороне, — сообщил руководитель отдела технического контроля Кадырхан Карымсаков.

Впереди коллектив завода ожидают новые перспективы, ведь останавливаться на достигнутом, как показало время, он не собирается.

Нуржан КАДЫРБЕКОВ,
Гульжанат АБДИКАРИМ (фото)

Комментарии закрыты.