The news is by your side.

Тода раба! Казахская земля стала родным домом

Казахская земля стала родным домом

Евреев можно встретить в самых разных уголках планеты. Где бы ни расселялся этот народ, везде он сохраняет свои традиции и идентичность.

По данным еврейского национально-культурного центра «Шиват-Цион», первые евреи появились на территории Жамбылской области еще в средние века, во времена Великого Шелкового пути. Однако основная масса этого народа переехала в Казахстан во времена Великой Отечественной войны, а также в годы освоения целины.

— Мы переехали на казахскую землю из села Добрянка Черниговской области Украины. Тогда там были нередки случаи проявления антисемитизма. В 1946 году сестра, окончившая Ленинградский институт холодильной промышленности, обосновалась в Джамбуле, стала работать на молзаводе. Там ее тепло приняли. Тогда она предложила переехать в Джамбул всей семье, — вспоминает член еврейского национально-культурного центра «Шиват-Цион», журналист Михаил Бунин.

Отец Михаила Вениаминовича родом из Беларуси, в годы войны служил переводчиком с идиш, работал с военнопленными еврейской национальности.

По словам Михаила Бунина, сегодня большинство евреев, проживавших в области, уехали в Израиль. Однако те, кто остались, регулярно общаются с родственниками из Израиля по телефону и скайпу.

— Мне было девять лет, когда наша семья переехала в Джамбул. Я учился в школе имени Кирова. Могу сказать, евреи прекрасно адаптировались здесь. Многие из них создали семьи с представителями разных национальностей. Сейчас у нас много родственников по всему бывшему Советскому Союзу, от Санкт-Петербурга до Магадана, — говорит М. Бунин.

Поскольку у евреев родство передается по матери, то многие из оставшихся могли рассчитывать на переезд в Израиль. Однако они не захотели покидать край, ставший им родным.

Сам Михаил Бунин является историком по образованию, изучал культуру и традиции евреев. Он организовал клуб «Авраам», где преподает историю евреев. До начала карантина уроки в клубе проходили ежедневно по пятницам. Занятия посещали даже представители других национальностей. Проводились музыкальные и поэтические вечера.

— В советское время мы не интересовались своей историей. Тогда на это не обращали особого внимания. В нашем классе было 24 ученика 17 национальностей. И со всеми у меня были дружеские отношения. По окончании школы я 20 лет посвятил химической отрасли, затем до 1991 года был на партийной работе. И постоянно рядом со мной трудились представители десятков национальностей, — отмечает он.

На данный момент в области, в частности, в Таразе, Меркенском и Шуском районах, проживают более 200 представителей еврейской национальности. Все они являются членами еврейского национально-культурного центра «Шиват-Цион», который действует в нашем регионе более 20 лет. Ежегодно центр проводит различные мероприятия, в том числе совместно с другими этнокультурными центрами.

Жамбылские евреи отмечают все свои национальные праздники.

— Можно сказать, что у нас больше праздников, чем у других народов. Ведь наши праздники основаны на реальных исторических событиях, а наш народ — один из древнейших на планете. Например, каждую субботу мы отмечаем шабат. Он начинается в пятницу вечером и продолжается в субботу. Одна из десяти заповедей евреев гласит: чтить субботу каждую неделю. В этот день во время застолья звучат благословения, молитвы, — говорит М. Бунин.

Согласно еврейской традиции, раввин живет за счет общины, однако жамбылская община содержать его не может в силу своей малочисленности. В Казахстане синагоги действуют только в Алматы, Нур-Султане, Павлодаре, Усть-Каменогорске, Караганде.

— Можно сказать, что жамбылские евреи воспитаны на казахской культуре. Мы очень любим творчество казахского композитора Шамши Калдаякова. А наши жены и сестры отлично готовят бешбармак. Так что наша история тесно переплетена с казахской, — улыбается Михаил Вениаминович. — Поэтому мы всегда говорим своим соотечественникам: «Тода раба!», что в переводе с иврита означает «Большое спасибо!».

Темирлан КУСПАЕВ

Комментарии закрыты.