The news is by your side.

Тракторы не всем по карману. Почему стареет парк отечественной сельхозтехники?

Почему стареет парк отечественной сельхозтехники?

Время, когда на полях крестьяне работали вручную и пахали на волах и лошадях, уже кажется далеким. Но сегодня некоторые сельхозтоваропроизводители не исключают, что с нынешним подходом к вопросу технического оснащения агросектора им придется вспомнить об опыте далеких предков.

Впрочем, по мнению доктора экономических наук, профессора, члена-корреспондента Академии сельскохозяйственных наук РК Марата Камысбаева, на самом деле все обстоит не так печально, как склонны считать некоторые пессимистично настроенные аграрии. Отечественный автопром способен производить довольно качественную и относительно недорогую сельскохозяйственную технику, заявляет он.

— Марат Куралбекович, давайте развенчаем мифы и слухи, которые в последнее время сложились в отношении казахстанского сектора сельхозтехники. Кто в настоящее время производит тракторы, комбайны и прицепную технику у нас в стране?

— Действительно, казахстанцы более чем скептически настроены в отношении качества и цен на сельхозтехнику. Но это происходит не от невежества, а от неполного понимания сути вопроса. В последние четыре года на территории Казахстана выпуск своей продукции наладили ведущие мировые производители сельскохозяйственной техники. В их числе Ростсельмаш, Петербургский тракторный завод (Россия), Гомсельмаш, МТЗ (Беларусь), Lovol Heavy Industry, YTO Group Corporation (КНР), CLAAS Gmh (Германия), SDF Group (Италия). На сегодняшний день действуют 10 основных заводов, выпускающих самоходную и прочую сельскохозяйственную технику.

— Каков общий объем производства всех этих предприятий?

— По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, в 2021 году казахстанские заводы произвели 8844 единицы сельхозтехники на 162 миллиарда тенге. Годовой рост производства в натуральном выражении составил 41 процент, в стоимостном — 75 процентов. По сравнению с 2020 годом производство выросло вдвое.

— Тем не менее обновление сельскохозяйственного парка техники в казахстанских хозяйствах оставляет желать лучшего. Или это не так?

— Вы правы, техническое обновление в агросекторе могло быть лучше. Но тому есть причины. Скажем, на январь текущего года 80 процентов тракторного и 76 процентов комбайнового парков составляла техника со сроком эксплуатации более 10 лет. Научно обоснованный норматив обновления техники соответствует только по посевным комплексам, а по тракторам и комбайнам, жаткам — в два и четыре раза ниже норматива.

— Почему так происходит? Ведь аграриям оказывается государственная помощь в приобретении техники.

— Сейчас объясню. Значительный объем (около 50-70 процентов) производимой в Казахстане сельхозтехники закупается через КазАгроФинанс. Основные поставщики — Агромашхолдинг KZ, СемАЗ, Kazrost Engineering, КАИК, Костанайский тракторный завод и Дон Мар. По состоянию на 1 апреля 2022 года заключено договоров на 1186 единиц техники на 25 миллиардов тенге.

КазАгроФинанс посредством лизинга финансирует приобретение сельхозтехники, спецтехники и транспортных средств для перевозки сельхозпродукции. По итогам 2021 года профинансирован 3161 заемщик, в лизинг передано 7276 единиц техники на 141,6 миллиарда тенге. Доля профинансированной техники казахстанского производства достигла 44,6 процента.

На начало 2022 года рост цен на тракторы и комбайны, произведенные на отечественных заводах, по сравнению с 2021 годом составил от 13 до 24 процентов. При этом цены на 2022 год не окончательные, ведется расчет стоимости, возможно увеличение цены сельхозтехники до 30 процентов. Причина удорожания — сложившаяся экономическая ситуация, связанная с нарушением цепочки торговых цепей, рост стоимости курса валют в тенге.

Кроме этого, наблюдается задержка поставок в Казахстан запасных частей и комплектующих, поставляемых из России и Беларуси, а также техники и запасных частей, идущих транзитом из стран дальнего зарубежья через территорию этих стран.

В итоге сельчане, у которых нет свободных денег даже на первоначальный взнос, нет залогового имущества, принимают решение не влезать в долги. А таких в нашей стране большинство.

— Какие еще проблемы актуальны для рынка сельхозтехники?

— Сегодня наиболее острыми проб­лемами технического оснащения АПК являются устаревание, проблемы утилизации, субсидирование, передача техники в лизинг, дефицит предприятий, а также и в связи с нестабильностью валютного рынка — удорожание импортной техники до полутора раз. Например, комбайны «Есиль» и «Вектор» отечественного производства в среднем стоят 40-50 миллионов тенге. Импортные Claas или John Deere — в три раза дороже. Поэтому субсидии на казахстанские комбайны составляют 10-12,5 миллиона тенге, а на импортные — 30-30,5 миллиона тенге. Государство может субсидировать три отечественных комбайна вместо одного импортного. Поэтому выгоднее поддерживать отечественного производителя, стимулировать развитие казахстанского сельхозмашиностроения.

— Какие из этих проблем нужно решить в первоочередном порядке?

— Во-первых, следует обратить внимание на тот факт, что из бюджета выделяется недостаточно средств для финансирования льготного кредитования сельхозтехники в лизинг. В настоящее время программы льготного кредитования (шесть-семь процентов годовых) сельхозтехники реализуются через финансовые институты НУХ «Бәйтерек» (КазАгроФинанс и Фонд развития промышленности). При этом бюджет основной лизинговой компании «КазАгроФинанс» ограничен: 120-140 миллиардов тенге ежегодно. Второе — резкое увеличение цен на сельхозтехнику отечественного производства (по тракторам и комбайнам рост от 13 до 24 процентов). В-третьих, подорожание машинокомплектов и запчастей (в 2022 году рост стоимости от поставщиков из России, Беларуси и Китая составил 35-40 процентов), металлопроката, используемого для изготовления деталей (повышение составило по сравнению с 2021 годом до 30 процентов), транспортных услуг (рост в 2022-м — 25 процентов). Я также обращаю внимание на то, что многие фермеры не готовы заключать договоры и давать аванс за технику. Поэтому некоторые заводы обратились сами в банк и кредитовались на общих основаниях под 17 процентов годовых, что тоже повлияет на себестоимость техники. К тому же с начала 2022 года повысилась цена на металл, некоторые комплектующие и электроэнергию. Вот на что сейчас Министерству сельского хозяйства РК следует обратить внимание. Важно поддерживать отечественное сельхозмашиностроение, а также развивать инструменты финансирования льготного кредитования сельхозтехники, передаваемой в лизинг и приобретаемой непосредственно.

— Спасибо за интересную беседу!

Людмила МЕЛЬНИК

Комментарии закрыты.