The news is by your side.

Трудная задача. Как заинтересовать школьников учиться в удалённом формате?

Как заинтересовать школьников учиться в удалённом формате?

Как известно, в этом учебном году из-за угрозы пандемии коронавируса учебный процесс в общеобразовательных учреждениях региона организован в двух форматах: часть детей — ученики начальных классов, а также малокомплектных школ — учатся в обычном режиме, они посещают дежурные группы в несколько смен, в группах для соблюдения социальной дистанции и карантинных мер не должно быть более 15 человек, старшеклассники же, начиная с шестого класса, обучаются в дистанционном формате. И для педагогов, и для родителей, и для самих учащихся удаленный режим обучения оказался непростой задачей.

Трудности возникают у всех семей, имеющих школьников на дистанционном обучении, не только многодетных или малообеспеченных, где остро стоит вопрос с очередностью занятий через компьютер и подключением к Интернету. Это и недопонимание учеником темы урока, и отвлечение во время занятий на другие, не касающиеся учебы дела, например, на компьютерные игры, и невозможность постоянного контроля со стороны родителей, которые вынуждены взять на себя роль учителей сразу по нескольким предметам, и отсутствие у родителей педагогического образования. Если родитель при этом еще сам находится на удаленной работе дома и должен заниматься также прямыми рабочими обязанностями, то учеба в виртуальном режиме и вовсе не идет или плохо удается.

Можно ли как-то заинтересовать детей обучаться удаленно, самостоятельно, так, чтобы они ответственно подходили к выполнению домашних и классных школьных заданий через виртуальные мессенджеры и платформы? И учителя, и родители здесь солидарны: это очень трудно. Минусы удаленного формата очевидны: отсутствие живого общения ребенка с друзьями, учителями, слабый контроль, а значит, и успеваемость падает. Кроме того, если в дежурных группах проводятся хотя бы физкультурные разминки-пятиминутки, то удаленно такие уроки, как физкультура, музыка, художественный труд и многие другие прикладные предметы зачастую проводятся совершенно формально. Дети не успевают заниматься по основным предметам, мало двигаются, портят зрение, много времени проводя за мониторами гаджетов, компьютеров и ноутбуков. Не только у них, но и у взрослых сдают нервы и рассеивается внимание. А потому уже с начала этого учебного года в Таразе и районах стали открываться и успешно работать группы продленного дня, где школьники усваивают программу, выполняют домашние задания под руководством и контролем опытных педагогов.

— Я преподавала весной этого учебного года у ребят в пятых классах на дистанционном обучении, — рассказала учитель одной из групп продленного дня в Таразе Наталья Щербина. — Мы пользовались мессенджером WhatsApp, иногда виртуальной платформой Zoom. Могу сказать, что удаленно очень сложно проверить фактическое присутствие ребенка на уроке, слушает он тему или нет, находится ли в это время у компьютера или телефона, или обозначился и убежал по другим делам. Сама проверка присутствия учеников порой занимает от 15 до 30 минут, уроки длятся по 40-45 минут, вот и делайте выводы о домашнем обучении. Есть такие ученики, кто не слушает учителя вовремя, а потом говорит, что не понял, приходится повторять заново. Пока повторяешь для них, начинается новый урок, им надо отвлекаться на другого педагога. Для выполнения некоторых заданий необходимо все время урока, а не 10 минут, объем материала бывает большим. Сейчас я преподаю у первоклассников математику, русский язык и литературу в продленке. У тех детей, кто посещает школу и группы продленного дня, успеваемость и уровень усвоения знаний намного выше, чем у тех, кто учится дома дистанционно. Родители, какими бы умными они ни были, не смогут профессионально объяснить материал, неважно, в каком классе их ребенок. При удаленном режиме обучения у школьников развиваются депрессия и социопатия. Нам необходимо продумать, как вернуться к обычному формату уроков, к посещению всеми детьми школ, иначе не будет нормального среднего образования в стране. Страшно за будущее поколение брошенных в свободное виртуальное плавание школьников.

Тем не менее школы вынуждены подстраиваться под те требования, что диктует им сейчас Министерство образования и науки РК.

Как проходят будни в обычных средних школах и гимназиях региона?

— Всего учащихся в дежурных классах у нас 267, они распределены по двум сменам в 19 групп, при этом удаленно обучаются 686 ребят, — ответила заместитель директора средней школы № 23 Тараза Аида Джакипова. — Дети дома утомились, хотят скорее вернуться в школу. Основными формами дистанционного обучения является использование образовательных интернет-ресурсов, а также созданных учителями школы виртуальных страниц, групп в чатах. Общение учеников с учителями и учителей с родителями идет через электронную почту, электронный дневник «Kundelik», в родительских и преподавательских чатах.

А вот что рассказала директор гимназии № 24 Марина Гладченко:

— У нас в гимназии 19 дежурных классов, в них занимаются 276 человек. Удаленно учатся 1303 ребенка. Со второй четверти открыли дежурные классы и для учащихся пятых классов. Успеваемость в первой четверти хорошая, качество знаний 70 процентов, резко увеличилось число отличников и ударников. Многие дети раскрылись, мы их узнали с лучшей стороны. Некоторые, наоборот, сдали свои позиции, стали учиться хуже. Наверняка им не хватает живого общения. Родители очень ответственные. Помогают детям, переживают за знания и оценки. Для активизации познавательных навыков учащихся, мотивации в обучении педагоги используют различные интернет-платформы — Kundelik, Bilimland, Daryn.Online. Особенно интересен для школьников сайт Opiq — виртуальная библиотека. Любой ученик, получивший лицензию, может брать книги и учебники в электронном виде. Для мотивации проводим онлайн-встречи, лекции, игры — как для родителей, так и для учащихся. Выпускаем массу видеороликов на различные темы. Сегодня в штатном режиме действуют 11 спортивных кружков. Спортзал доступен и в рабочие дни, и в выходные — футбол, волейбол, баскетбол, стрит воркаут, борьба, теннис, шахматы, тогызкумалак. Ребята просто бегут на тренировки, очень скучают, как, впрочем, и учителя, которые с небывалым удовольствием и рвением проводят занятия. На каникулах проводили дополнительные занятия в группах не более пяти человек. Как бы ни было хорошо, мобильно, интересно на удаленном обучении, ничто не заменит живого общения. Но сегодня главное — это здоровье детей! Надо немного потерпеть.

Мама четвероклассницы школы-гимназии № 7 Тараза Лейла Малышева считает, что заинтересовать ребенка обучением в любом формате можно чтением и просмотром интересных для него познавательных программ и передач.

— Моя дочь сейчас посещает и дежурную группу, и продленку, задания по некоторым предметам им задают в виртуальном режиме, например, иногда надо выполнить презентации по информатике, ответить на вопросы по познанию мира или естествознанию, — рассказывает Лейла. — Кроме того, дочка — участница экологического кружка школы и дополнительно занимается в секции английского языка и изостудии городского центра внешкольной работы и детского творчества. Она старается все успевать, но даже с посещением школы детям сейчас стало сложнее учиться. Растет поколение, которое мало читает, любит больше просматривать короткие и необременительные для ума видео. Взрослым необходимо их направлять, читать им книги вслух, смотреть вместе хорошие фильмы и познавательные проекты, больше разговаривать с ними, общаться, — в общем, быть в курсе событий жизни ребенка. Тогда даже на удаленке у него не пропадет тяга к учебе.

Лариса ГУБАШЕВА

Комментарии закрыты.