The news is by your side.

Укрепить фундамент отрасли. Без финансовой поддержки фермеру не устоять

Без финансовой поддержки фермеру не устоять

Перед агропромышленным комплексом Казахстана поставлена серьезная задача — стать локомотивом развития экономики страны. Между тем в условиях, в которых сегодня приходится работать рядовому крестьянину, сделать это довольно сложно. Для достижения цели необходима устойчивая поддержка.

Определенное видение подходов и стимулирования развития агропромышленного комплекса имеется у Ассоциации фермеров Казахстана. Их нам изложил председатель правления ассоциации и председатель комитета АПК национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Жигули Дайрабаев.

— Жигули Молдахалыкович, какую проблему, волнующую казахстанского фермера, следует решить в первую очередь?

— Я всегда говорил и еще раз повторюсь, что без грамотного субсидирования поднять сферу сельского хозяйства не получится. А у нас с субсидированием уже многие годы наблюдается непонятная ситуация. Министры сельского хозяйства меняются каждые два года, а то и чаще, и каждый новый министр устанавливает свои правила субсидирования, отдавая предпочтение той или иной отрасли. Между тем отмену, а также снижение нормативов отдельных видов субсидий мы считаем неприемлемыми, поскольку это негативно сказывается на финансовом положении сельхозпроизводителей. Нужно учесть, что при планировании развития своего производства фермеры исходили из действующих механизмов субсидирования, с их учетом составляли бизнес-планы и стратегии развития хозяйств до 2025 года.

Поэтому для обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства считаем целесообразным оставить программу субсидирования в текущем варианте вплоть до 2025 года, как это предусмотрено в Госпрограмме развития АПК.

— Злободневным остается и вопрос орошения сельхозземель. У Вас есть предложения по нему?

— Этот вопрос остается и злободневным, и больным. Учитывая неблагополучные прогнозы по запасам воды, необходимо принять долголетнюю масштабную программу по использованию потенциала талых и подземных вод. Немаловажную роль нужно отвести государственному финансированию геологических исследований, восстановлению оросительных каналов и повышению доступности водосберегающих систем полива. В качестве одного из путей решения проблемы необходимо включить в программу инвестсубсидирования возмещение затрат на обводнение и формирование инфраструктуры водоснабжения (колодцы и скважины) для растениеводства.

— Жигули Молдахалыкович, как Вы относитесь к работе по обновлению парка сельскохозяйственной техники?

— Об этом я тоже неоднократно говорил на всех уровнях. Если фермеру не помочь купить трактор или комбайн, он не сможет этого сделать самостоятельно. Причем я имею ввиду мелкотоварные хозяйства. Стартовавшая 5 августа 2022 года новая программа по удешевленному лизингу сельхозтехники и заложенные в ней условия уже показали эффективность. Вместе с тем объем выделенных на ее финансирование средств позволит закупить лишь 1000 единиц техники, тогда как реальная потребность обновления составляет 20000 единиц. В этой связи мы просим обеспечить поэтапное увеличение финансирования вышеуказанной программы до нужных объемов в течение пяти лет, а также снизить процентную ставку с шести до трех процентов.

Кроме того, государству необходимо развивать и поддерживать производство отечественной сельхозтехники и углублять локализацию собираемых сельхозмашин. Кроме комбайнов и тракторов, вводить производство техники для предпосевной и посевной обработки почвы, посадочной техники, техники для ухода за посевами, для внесения удобрений и так далее. Вся линейка производимой техники и машинно-тракторных агрегатов должна соответствовать потребностям и требованиям сельхозпроизводителей.

— Экономический кризис угрожает и продовольственной безопасности нашей страны. В этой связи Казахстан вводит ограничение на экспорт ряда продтоваров. Как Вы относитесь к таким решениям?

— Любые меры по ограничению экспорта или контролю цен товаропроизводителей могут быть губительными. Аналогичная позиция имеется и по созданию оптово-распределительных центров и стабилизационных фондов. Более логичным было бы предоставление целевой поддержки для социально уязвимых групп, например, введение социальных платежных карт только на приобретение социально значимых продуктов питания. Также приветствуется стимулирование развития кооперативов, потребительских обществ в городах и сельских населенных пунктах.

— Продовольственная безопасность напрямую зависит от итогов работы фермеров, в том числе от урожайности зерновых и овощных культур, которая, в свою очередь, зависит от качества семян. В этом отношении в нашей стране все в порядке?

— Я бы не стал говорить, что с семенами в Казахстане все обстоит хорошо. Нередко фермеры сталкиваются с недобросовестными продавцами и производителями семян. В связи с ростом числа фактов мошенничества необходимо срочно провести переаттестацию семхозов, а также восстановить деятельность семенных инспекторов при Комитете госинспекции АПК. По направлениям, где импорт семенного материала или саженцев составляет более 10 процентов, необходимо предусмотреть меры стимулирования (инвестиционные, прямые и косвенные субсидии), а при отсутствии инициатив со стороны бизнеса производить объемы семян и саженцев в квазигосударственных организациях по семеноводству.

— Насколько эффективно в стране налажена государственная поддержка мелких и средних фермеров?

— В настоящее время весь механизм господдержки выстроен таким образом, чтобы стимулировать крупное производство, а значительная часть фермерских хозяйств не имеет доступа к удешевленным кредитам и субсидиям. Кроме того, условия получения кредитов сложные, много волокиты, требуются много документов, которые рассматриваются долго, стоимость залогов занижается в разы. В этой связи считаем целесообразным внедрить во всех регионах опыт Жамбылской области по выделению кредитов на поддержку села под 2,5 процента.

— Жигули Молдахалыкович, Вы неоднократно говорили о необходимости создания Агробанка. Насколько он нужен фермерам?

— Как показывает практика, кредиты остаются недоступными для большинства фермеров Казахстана. Поэтому считаем, что пришло время создания Агробанка, специализированного финансового института, деятельность которого будет регулироваться отдельным законом по примеру других банков, таких, как Банк развития Казахстана. Данный банк должен быть обеспечен достаточным финансированием и со временем полностью покрыть потребность субъектов АПК в кредитных средствах по низким процентным ставкам. Вместе с тем предлагаем не менее 50 процентов общего объема кредитования банка направлять на кредитование мелких и средних фермеров.

У специализированного госбанка будет законное основание предоставлять рассчетно-кассовые операции и услуги по депозитам, что, по нашей оценке, позволит создать внебюджетные источники фондирования кредитного портфеля. Кроме того, обслуживание Агробанком субъектов АПК и сельских жителей позволит ему контролировать их денежные потоки, объективно оценивать финансовую состоятельность заемщиков и существенно упростить процедуры при кредитовании, в том числе микрокредитовании.

— В любом государстве основным кормильцем является агросфера. И Казахстан в этом отношении не исключение. Однако сегодня сельское хозяйство находится на правах падчерицы у злой мачехи. В чем причина такого положения дел?

— Начну издалека. По данным Комитета государственных доходов, налоговые поступления от сельхозтоваропроизводителей за 2021 год составили 80 миллиардов тенге, что составляет менее одного процента от всех налоговых поступлений в бюджет.

Одной из главных проблем в отрасли является дефицит кадровых ресурсов. Молодежь уезжает в города, а выпускники аграрных колледжей и вузов не возвращаются обратно в села. Все это приводит к тому, что в перспективе невозможно будет найти механизатора, комбайнера, токаря, зоотехника, ветеринарного врача и так далее. Зачастую в небольших фермах глава хозяйства одновременно является комбайнером, трактористом, зоотехником и бухгалтером. Эта проблема не находит своего решения и усугубляется с каждым годом.

Наличие рабочих мест без современной инфраструктуры на селе не может сдержать отток населения из сельской местности. На сегодняшний день сельхозтоваропроизводители несут большие затраты по созданию необходимой социально-инженерной инфраструктуры, это приводит к повышению себестоимости производимой продукции и отвлекает средства от инвестиционных целей.

— Вы видите пути решения этой проблемы?

— За решением этой проб­лемы даже ходить далеко не надо. Во-первых, мы предлагаем освободить сельхозтоваропроизводителей от всех видов налогов, кроме отчислений в пенсионный фонд и в фонды социального и медицинского страхований. Во-вторых, необходимо предусмотреть возмещение до 50 процентов расходов, вложенных в создание социально-инженерной инфраструктуры на селе. Это позволит привлечь дополнительные инвестиции в сельское хозяйство и повысит доходы сельскохозяйственной отрасли, а также размеры заработных плат и будет стимулировать приход новых специалистов в отрасль. И молодежь не захочет уезжать из села, так как там создадут все условия для жизни и работы.

Людмила МЕЛЬНИК

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.