The news is by your side.

Умная игра

В школах областного центра на тогызкумалак выделяют только один час в неделю. За это время физрук не успевает обучить детей даже половине того, что дают в других городах страны.

Национальный вид спорта испытывает ряд проблем

Эту интеллектуальную игру в последнее время по праву называют не иначе как лучшим тренажером для мозга. Казахская игра тогызкумалак перешла из разряда народных развлечений в реестр национальных видов спорта.

 

Скрытый смысл

По мнению ученых, этой древней забаве около четырех тысяч лет. Считается, что изначально она использовалась не только как игра, но и как своеобразный инструмент для счета. Несмотря на столь солидный возраст, интерес общества к тогызкумалаку не угасает, а наоборот, возрастает. С каждым годом он набирает все большую популярность не только среди представителей коренной национальности, но и иностранцев. Эту настольную игру полюбили жители Германии, Швейцарии, Великобритании, Турции, США, России, Азербайджана и Португалии. Но наиболее динамичное развитие тогызкумалак получил в Чехии, где в настоящее время постоянно играют более двух тысяч человек. В последние годы буквально наступают на пятки казахстанцам игроки Кыргызстана и Монголии. Именно они составили основную конкуренцию на последнем чемпионате Азии в Павлодаре, став его призерами. Так что о полном превосходстве Казахстана на международной арене сегодня говорить не приходится. А это значит, что древняя игра казахского народа становится все более популярной во всем мире.

Чем же примечателен тогызкумалак? Чем привлекает он в ряды своих приверженцев все больше людей? Как выяснилось, ответ кроется в его концепции. По словам тренера областной специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № 3, мастера спорта Республики Казахстан Ербола Нурханова, недавно приглашенного из Алматинской области, игра по своей сложности сравнима со всем известными шахматами. Разница заключается лишь в том, что ее правила несколько легче, а сам игровой процесс труднее. Она воспитывает выдержку и способствует развитию математических задатков и логического мышления. Именно поэтому игру предпочитают, как правило, люди степенные, умеющие продумывать действия наперед, мыслить глобально и стратегически, просчитывать возможные дальнейшие ходы соперников и исходя из этого выбирать свою тактику.

Как сказала старший преподаватель кафедры «Физвоспитание» ТарГУ имени М. Х. Дулати Жанар Камысбаева, в тогызкумалаке заложен скрытый смысл. В игре доминирует цифра девять, считающаяся у тюркских народов, в том числе казахов, священной. Даже само ее название содержит это число: тогызкумалак с казахского языка переводится как «девять шариков». Так, игровая доска состоит из девяти пар лунок (отау), каждая из которых имеет собственное название, а также двух накопительных лунок — казанов. В древности специальной доски, как сегодня, не существовало, ею служили углуб-ления в земле, а шариками — округ-лые камешки. Только в ХХ столетии появился первый заводской образец настольной игры, сделанный из пластмассы.

— Перед началом игры в каждую лунку кладут по девять кумалаков одного цвета, — рассказывает Ербол Нурханов. — Всего же их 162 — число, также кратное девяти. Ходы совершаются против часовой стрелки.

Направление переноса кумалаков отражается и в девяти названиях отау. Шарики двигают по наклонной от высшей точки вниз.

— Когда игрок делает ход, восемь из девяти шариков в лунке раскладываются по другим углублениям, а последний остается на месте, — продолжает Е. Нурханов. — Точно так же, как старшие сыновья в казахской семье по традиции уходят из дома, оставляя младшего с родителями. Цель игры заключается в том, чтобы собрать в своем казане как можно больше шариков соперника. Побеждает тот, у кого в накопительной лунке оказывается больше 81 шарика.

В ученом мире тогызкумалак называют «алгеброй чабанов». Видимо, потому, что в процессе игры приходится применять все четыре математических действия. У непосвященного человека закономерно может возникнуть вопрос: а возможно ли просчитать все ходы до конца и на основе полученных результатов играть безошибочно и всегда побеждать? Как оказалось, это не так-то просто. Дело в том, что только после первого хода белыми может возникнуть девять позиций, а после ответа черными — 73. С каждым новым шагом число вариантов позиций возрастает по экспоненте. Так, уже после пяти ходов их становится более 43 тысяч, а после 11 — около 15 миллиардов (!) позиций. И это только начало партии.

 

Аргументы и факты

Со временем народная игра вошла в список национальных видов спорта. В ее развитие немалый вклад внесли именно жамбылцы. Нашей гордостью является таразец Айдос Сейтжанов, завоевавший титул чемпиона мира 2012 года в блице в Чехии.

В настоящее время тогызкумалак особенно хорошо развивается в Сарысуском, Байзакском, Кордайском и Меркенском районах. Долгое время лидирующее положение занимали таразские игроки. Но на последней областной спартакиаде школьников первое место заняли кордайцы. Это свидетельствует о том, что в районах идет неплохое развитие.

По мнению Ербола Нурханова, в областном центре тогызкумалаку уделяют недостаточно внимания:

— В Таразе работают семь областных спортивных школ, и только в одной из них открыто отделение по тогызкумалаку.

Собственной базы у этого отделения нет. Воспитанники приходят заниматься в среднюю школу № 30, где руководство выделило для секции кабинет рядом со спортзалом. Здесь и проходят занятия под руководством единственного в городе официального специалиста.

— Это единственная школа в областном центре, где нашлось свободное помещение, — возмущается Е. Нурханов. — В Таразе для факультативных занятий по тогызкумалаку выделяется только один час в неделю, в то время как, к примеру, в Алматы — 25. Если сравнить эти две цифры, то можно с уверенностью сказать, что у нас с развитием национальной игры совсем плохо. За час физрук, образно говоря, успеет только открыть доску. А чтобы был результат, в неделю надо заниматься минимум три раза.

О низком уровне спортсменов областного центра свидетельствуют и итоги последних трех чемпионатов области, в которых таразцы оказывались внизу турнирной таблицы. На эти показатели влияет и дефицит кад-ров. Несмотря на вакантные места в третьей спортшколе, желающих занять их нет. Проблема вот в чем. Недельная ставка тренера в спорт-школе составляет 24 часа, а нагрузка физрука средней общеобразовательной школы — 18 часов, при этом зарплата последнего выше. Возможно, именно поэтому многие не желают работать тренерами. Разве что только энтузиасты, которых, как видно, тоже единицы. На одном энтузиазме, как говорится, далеко не уедешь, и для хорошего результата необходимо создавать соответствующие условия.

— Можно подумать о создании школы высшего спортивного мастерства, — рассуждает Ербол Нурханов. — Тогда бы воспитанники спортшколы по достижении 18 лет не оставались «в воздухе». Ведь продолжать обучаться в спортшколе согласно положению они не могут. Но если открыть школу для развития игры тогызкумалак, можно растить профессиональные кадры. К примеру, выбрать наиболее талантливых игроков, назначить им стипендии, показать возможности профессионального роста. Уверен, найдутся ребята, которые свяжут свою жизнь с тогызкумалаком. А так один из моих учеников сказал однажды, что если он получит по ЕНТ высокий балл, то поступит в вуз и бросит игру, в противном случае останется заниматься тогызкумалаком. То есть игра для него изначально на втором месте. А такого быть не должно. Знай юноша, что может стать мастером, и при этом есть перспектива получать приличную стипендию, он бы не ставил вопрос таким образом. Могу привести наглядный пример. В Кызылординской области золотые медалисты прошлого чемпионата Азии получили денежные премии — триста тысяч тенге. Это хорошая мотивация для того, чтобы заниматься дальше. Наши же дети — воспитанники Мейрама Ногайбаева, работавшего до недавнего времени в нашей школе, даже похвального листа не дождались.

После 20 лет работы в ОСДЮСШОР № 3 старший тренер области Мейрам Ногайбаев уехал в Алматы. За все это время у него так и не появились достойные условия для развития национального вида спорта. Хотя, по большому счету, необходимо только подходящее помещение со столами и стульями, да и собственно игровые комплекты. А будь компьютеры с доступом к Интернету, ребята могли бы играть со спортсменами из других городов Казахстана и зарубежных стран в режиме онлайн, а также с самим компьютером. К слову, сегодня уже есть такая возможность благодаря разработкам чемпиона Казахстана, мастера спорта международного класса Серика Актаева, чемпионки Азии и призера чемпионатов мира Дианы Кениной и программиста Ернара Шамбаева из Павлодара, ставших авторами компьютерной версии игры.

— Мы гордимся успехами в чужом, по сути, боксе, а наш национальный вид спорта не можем довести до достойного уровня, — говорит Е. Нурханов. — А ведь это красивая и полезная игра, которая способствует повышению успеваемости в школе, развивает выдержку и умение принимать решения. Я намерен изменить ситуацию в Таразе, но для этого нужна помощь.

Михаил ТЁ

Комментарии закрыты.