The news is by your side.

Уроки истории. Для полной реабилитации жертв политических репрессий

Для полной реабилитации жертв политических репрессий

Политические репрессии советского периода — до сих пор особенно больная тема в Казахстане. Если в других регионах репрессии были связаны только с местным населением, то Казахстан столкнулся с проблемой размещения и проживания сотен тысяч представителей депортированных народов, сосланных политических деятелей и их родственников, интернированных военных, взятых в плен Красной Армией.

О том, что происходило в период становления Советской власти на Юге Казахстана, рассказывает книга нашего постоянного автора, кандидата исторических наук, доцента Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати Сейдахана Бакторазова «Массовые политические репрессии в Аулиеатинском регионе (1917-1939 гг.)».

Один экземпляр своей книги автор подарил нашей редакции. Воспользовавшись случаем, мы решили взять у него интервью.

— Почему вы решили заняться темой политических репрессий? На вас повлияло то, что на малой родине — в Байзакском районе — проживало множество депортированных? Или в семье были репрессированные родственники?

— Тема политических репрессий не ограничивается депортацией. Она гораздо шире. Заняться ею мне посоветовал директор Института истории и этнологии Казахстана Мамбет Койгельдиев, когда я как преподаватель Таразского государственного университета учился там на курсах повышения квалификации. В 2003 году я начал работать по этой теме.

Что касается репрессированных родственников, то мой дед по линии матери Жузбай-ата был в 20-е годы прошлого века одним из руководителей союза «Косшы» и сподвижником Турара Рыскулова. В 1938 году он был расстрелян. Другой дед по отцовской линии — Бактораз-ата — погиб в Сталинградской битве, а вот его отца Советская власть раскулачила как бая.

И если документы о жизни Жузбая-ата я находил в архивах нашей области и в Шымкенте, то судьба репрессированного прадеда так и осталась невыясненной.

— Во время подготовки материалов вашей книги удавалось найти какие-то документы, которые помогли жителям нашей области узнать о судьбе своих репрессированных родственников?

— Ветеран жамбылской журналистики Москеу Нокрабеков, который тоже занимается темой репрессий, связывался с родственниками людей, упомянутых в книге, сообщал им информацию. Думаю, она им пригодилась. Но я лично их не знаю. Кроме того, у меня остался большой объем информации, не вошедший в эту книгу, о судьбах депортированных народов, в частности, о карачаевцах и курдах. Возможно, эти материалы станут основой другой книги.

И я хочу сказать, что ни один историк не может писать о той или иной информации только в белых или черных тонах. Такая попытка была у детей наших иммигрантов, которые уехали во Францию. Там вышла «Черная книга коммунизма», где эпоха большевистской власти представлена в мрачных тонах. У меня такой задачи не было. Достижения Советской власти я тоже показываю. А о репрессиях, которые в большинстве своем захватили интеллигенцию, и казахскую, и сосланных сюда народов, пишу строго на основании архивных документов.

— Исторически так сложилось, что в Советском Союзе почти в каждой семье был репрессирован близкий или дальний родственник, знакомый или друг. И общее представление о том, что происходило в прошлом веке во время становления советского государства, многие из нас имеют. Во время работы над монографией попадались какие-то документы, которые вас удивили?

— Не могу сказать, что какие-то документы удивили, но сердце болеть заставили. Например, в 1937 году проходили выборы в Верховный Совет СССР. Люди только приходили в себя от потерь из-за массового голода, а коммунисты оборудовали красные уголки, красные юрты. Во время этих процессов молодую женщину задержали в красной юрте допоздна, и за ней пришел муж. Его понять можно: нужно детей кормить, готовить ко сну, коров доить. Он пришел и сразу обругал парторга за то, что задержали его молодую красивую жену. Ему сказали: не видишь, у нас выборы на носу. Вот депутаты — товарищ Ворошилов, товарищ Калинин… В ответ мужчина порвал агитматериалы и нецензурно выругался. Сейчас бы он отделался штрафом, а тогда его осудили на 25 лет по статье 58 как врага народа.

Или вот документ: партийный функционер некто Кузнецов приехал с проверкой по партийной линии в Меркенский район. На совещании ему доложили, что в районе врагов народа не выявлено. Кузнецов был в гневе. Здесь стоит уточнить, что в те времена существовала разнарядка по выявлению врагов народа. Например, по плану на Юге Казахстана 150 человек должны были быть расстреляны. А по моим данным, сложившимся во время изучения архивов, расстреляли в 10 раз больше. Кстати, эта цифра коррелирует с данными по всему Советскому Союзу. При плане 75 тысяч было расстреляно свыше 700 тысяч граждан.

Сейчас есть историки, которые говорят и про полтора миллиона, и про три миллиона убитых в ходе массовых расстрелов. Но это не так. Я привожу цифры, подтвержденные документами.

Так вот, возвращаясь к Кузнецову. Он вызвал местного меркенского партийного деятеля (сейчас не помню фамилию, но она есть в книге) и приказал ему найти врагов народа во что бы то ни стало.

— Не найдешь врагов, сам как враг пойдешь под суд, — пригрозил Кузнецов. И, конечно, «враги» нашлись — 12 человек.

Точно такая ситуация повторилась в Жанакорганском районе теперешней Кызылординской области. Тогда это была Южно-Казахстанская область. Некий проверяющий вызвал руководителя отдела народного образования Мегельбекова (эту фамилию я запомнил навсегда) и говорит: «Давай, называй врагов народа». Найти таких среди учителей в те времена было несложно — в родственниках есть мулла, плохо владеет латиницей (кириллица вошла в обиход в 1940 году), знает арабскую графику письма — вот уже «враг». Но Мегельбеков ответил: «Если мои учителя — враги народа, то я тогда враг народа номер один. Арестуйте меня, на других клеветать не буду!». Были и такие, сильные духом люди.

К сожалению, дальнейшая судьба этого человека мне неизвестна. Документов о нем мне больше не попадалось.

— Ваш рассказ натолкнул на мысль. Казахстанцы прошли такие тяжелые испытания, но ведь при этом помогали друг другу, поддерживали нуждающихся. Как люди сохраняют свою духовность?

— Не могу разделить вашего оптимизма. Духовность нашего народа начала разрушаться еще в 1891 году, когда царская Россия приняла Степное положение, лишившее казахов исконных земель. Это стало началом откочевок, как сейчас говорят, политически активной части населения. В результате численность казахов сократилась почти на три миллиона человек. Потом революционное правительство истребило большую часть интеллигенции в лице алашординцев. Репрессировали Турара Рыскулова, его сторонников и тех, кто с ним работал. А потом, кстати, репрессированы были и те, кто доносил.

Миллионы жизней унес голод. Для голодающих вроде открывали бесплатные столовые, но еды на всех не хватало, и люди умирали прямо на пороге этих заведений. Поэтому, думаю, возрождение духовности — задача нынешних и будущих поколений.

Интервью вела
Айгуль МАХМУДОВА

Комментарии закрыты.