The news is by your side.

В эфире — Жамбыл! Сегодня Казахстан отмечает новый праздник работников первого электронного СМИ

Сегодня Казахстан отмечает новый праздник работников первого электронного СМИ

Много лет работники радио отмечали профессиональный праздник вместе с остальными коллегами — День печати и радио 5 мая в СССР, затем — работников СМИ в суверенном Казахстане. Поздравляя представителей масс-медиа с профессиональным праздником в июне этого года, Глава государства Касым-Жомарт Токаев предложил объявить 1 октября днем работников радио.

Ровно 100 лет назад, 29 сентября, было подписано решение о создании республиканского вещания. А спустя месяц из Оренбурга, тогдашней столицы Казахской ССР, в эфир вышла первая передача.

Областное радио действует в регионе и сегодня в составе Жамбылского областного филиала АО РТРК «Казахстан». В канун праздничной даты я побывал у них в гостях.

Немного истории

Моим первым собеседником стал старший редактор Бахытжан Алимкулов — опытный журналист с большим багажом практической работы в печатных и электронных СМИ. Окончив Казахский государственный университет, факультет журналистики в 1993 году, он начал трудиться в республиканском сатирическом журнале «Ара-Шмель», в 1995 году продолжил работу собственным корреспондентом РТРК «Казахстан» в Жамбылской области, потом перешел в филиал Казрадио и в 2018 году стал здесь старшим редактором.

— Как бы это не звучало, но история появления и развития радио в нашем городе опередила республиканскую! В Аулие-Ате радиовещание началось еще в 1920 году, когда только-только отгремели бои гражданской войны, — рассказывает Бахытжан Советулы. — Тогда в городе появился первый вещательный пункт, охватывающий вначале только ближнюю территорию, город и прилегающие районы — нынешние Байзакский и Жамбылский. Почему мы стали первыми? Тогда эта территория относилась к бывшему Туркестанскому генерал-губернаторству и управлялась из Ташкента. Оттуда и поступали новости из разных уголков Советской России, декреты новой власти. Радио сразу завоевало огромную популярность — ведь большая часть населения была неграмотной. Но и с ликвидацией неграмотности, в 20-е и 30-е годы прошлого века, в регионе популярность радио только росла. Увеличивалось и количество радиоточек и репродукторов на улицах и площадях населенных пунктов, — рассказал Б. Советулы.

Региональный статус радио приобрело в 1939 году, когда в составе Казахской ССР появилась Джамбулская область. Передача совершалась по проводным линиям в городе и по телефонной сети — в районы. В 1951 году в Джамбуле был открыт областной радиокомитет. Первым его главным редактором в 1954 году стал Коким Рыспаев. В 1963 году радиокомитет был преобразован в областной телерадиокомитет. В селе Кумжота, что неподалеку от областного центра, появился центр вещательный — его вышка располагалась на холме, господствующем над местностью.

В 1973 году облтелерадио­комитет обрел новое вещание — с вышки в новом районе Джамбула, так и названного — Телецентром. В те годы местное радио было единственным региональным электронным СМИ, телевидение транслировало республиканские каналы. Так что именно радио было самым оперативным и близким для жамбылцев. Его корреспонденты круглый год ездили по всей области, делали репортажи и обзоры с различных мероприятий, освещали события и весьма серьезно, как тогда выражались, «бичевали недостатки» в работе различных предприятий, местных начальников, оперативно реагировали на жалобы и обращения слушателей. Многие нерадивые или некомпетентные «вожди» разного уровня получали серьезные взыскания или вовсе лишались должностей после журналистских расследований жамбылских корреспондентов. Этот период — расцвета и заката — закончился в 1995 году, когда в мае областное радио после серии преобразований и сокращений ликвидировали полностью. Это было большой потерей для медиа-пространства региона. Но, к счастью, в новом веке наше областное радио возродилось и сейчас активно работает.

Небольшой, но деятельный коллектив

— В настоящее время мы вещаем два часа в сутки — с 16 до 18 часов, — продолжает нашу беседу Бахытжан Алимкулов. — Коллектив насчитывает семь человек, это гораздо меньше, чем ранее, но ведь и современное оборудование требует в разы меньше технических сотрудников. Наш коллектив – это редактор Гульмира Садыкова, редакторы-ведущие Лаура Абдикадыркызы, Жулдыз Бейсек и Алпыс Ибраев, звукооператор Руслан Таласбаев, радиоинженер Нуркуат Рысдаулет. Вот такая творческая группа записывает, монтирует и выпускает в эфир на частоте 100,8 FM 12 радиопередач ежедневно.

Новости звучат в 16, 16.30, 17 и 17.30 на казахском и русском языках. Тематика передач разнообразная — социальная, культурная, экономическая, конечно, история родного края и Казахстана, международные связи. Особое внимание — темам здоровья, здорового образа жизни, спорта и развлечений.

Стараемся отрабатывать информационный блок, но это и понятно: информация — основа журналистики. Работаем мы и в социальных сетях, не отстаем от технического прогресса. Через них держим обратную связь со слушателями — например, получаем вопросы во время прямых эфиров (а они у нас ежедневные), сразу даем ответы приглашенных специалистов или представителей общественности. В числе участников прямых эфиров самые разные, но интересные люди: актер Асанали Ашимов, писатель и публицист Елен Алимжан, певица Мадина Садуакасова, сенатор Бакытбек Смагул, глава ветеранской организации РК воинов-интернационалистов и многие другие, — говорит Б. Алимкулов.

Сегодня на радио трудятся настоящие энтузиасты своего дела. Одна из самых насущных проб­лем, которая стояла и 30 лет назад и сейчас, — крайне низкие зарплаты. Поэтому в профессиональный праздник хотелось бы пожелать коллегам помимо дальнейших творческих успехов также и улучшения финансирования.

Радио — особый мир

— Радио — не просто СМИ, это особый мир, в котором необходимо не работать, а жить, — считает Гульмира Садыкова, ведущая программ «Это актуально» и «Здоровье». — Начинала я работу, когда орудием труда корреспондента был кассетный магнитофон «Репортер» весом семь килограммов, с массивным микрофоном на раздвижной штанге. И вот с таким аппаратом приходилось ездить по всей области! В журналистику пришла по зову души — еще в школе писала стихи, их публиковали в нашей районной газете «Шұғыла» (я родилась и выросла в селе Аса), так что по окончании школы поступила в КазГУ на журфак. И ни разу не пожалела о своем выборе.

Работа в радиожурналистике требует высокого профессионализма. Если в печатной статье можно прибегнуть к помощи электронного «редактора», то в эфире нужно полагаться только на собственные умение и опыт. В ТВ-кадре главную роль играет визуальный ряд, там можно дать главную мысль картинкой, а журналист в кадре может и мимикой, и улыбкой отразить свое отношение к интервьюируемому, к описываемому событию. А вот на радио слушатель ориентируется только на аудио-восприятие. Следовательно, есть очень высокие требования к качеству подаваемого текста, он должен быть ясным и понятным для всех, нужна четкая дикция, строго соответствующая моменту наложения музыки. Я не говорю, что работа телеведущего проще или работа корреспондента в газете, просто у радио своя специфика.

На вопрос, как развитие Интернета и социальных сетей повлияло на работу радио, Гульмира Садыкова ответила:

— Да, сейчас время Интернета. Но слушателей наших меньше не становится. Те же водители за рулем или врач, который принимает пациента, у них не всегда бывает время, чтобы открыть телефон и прочитать новости. А через радио все могут быть в курсе последних событий. Я верю, что вместе с Интернетом радио будет развиваться дальше.

Из личного опыта

Гульмира Садыкова рассказом о магнитофоне «Репортер» напомнила автору этих строк собственную историю — и я бегал с таким целых пять лет. Я пришел на областное радио в 1988 году, когда уже шла перестройка. Редактор отдела молодежных программ Галина Выборнова собрала группу внештатных корреспондентов, большинство из которых стали вскоре профессионалами: это Индира Боташева, София Мустафаева, Рустам Раимов и самым последним в этот отряд попал я. Через полгода Галина Муратовна ушла на повышение в Алма-Ату, мне предложили должность молодежного редактора. В 22 года с незаконченным техническим образованием было страшновато так стартовать, но … это было РАДИО!

За пять лет я объездил и исходил всю область вдоль и поперек — мы работали, несмотря на бешенную инфляцию 90-х и все сопутствующие проблемы. В одной из первых командировок в Жанатас (тогда это был довольно-таки развитый город) случился со мной казус. На мои вопросы отвечал завотделом райкома комсомола, молодой субтильный мужчина с очень тонким голосом, фальцетом. Вернувшись в Джамбул, я быстро «собрал» передачу, отдал ее на монтаж оператору Володе Литвинову, опытному специалисту с 25-летним стажем, и занялся другими делами. Тут звонит мне Володя и просит спуститься в студию.

— Что тут за ерунда? — спросил меня монтажер, передавая наушники. — У него голос нормальный, а у тебя — вэ-вэ-вэ, как у пьяного.

Я надел наушники, включил запись и … схватился за сердце. Оказалось, что в Жанатасе не проверил уровень заряда батарей — они подсели, и запись прошла с пониженной скоростью. Фальцет собеседника превратился в солидный баритон, а мой — в какой-то ужас. Пока я думал, как меня будут корить на планерке за срыв задания, Володя уже сообразил, что делать. «Хватай «Репортер», беги в сквер и перечитай свой текст! — скомандовал он. — Я все перемонтирую!»

Свой текст я перечитал, передачу смонтировали и выдали в эфир, никто ничего особенного не заметил. Через три месяца я вновь попал в Жанатас, где мой интервьюер робко заметил, что передача вышла отличная, но свой голос в эфире он не узнал совершенно. В ответ я сказал: «В эфире всегда так! Я свой голос по радио тоже не узнаю!».

Сегодня звукооператором на радио работает Руслан Таласбаев — ветеран областного радио.

— Сюда я попал в 1994 году, когда из Дома печати мы переехали по новому адресу, — вспоминает он. — Мне повезло попасть в прекрасный коллектив, где под руководством главного редактора облрадио Николая Сергеевича Крестовского работали такие таланты, как редакторы отделов Раиса Фролова, ставшая моим наставником и педагогом, Вера Людосанова, Амангельды Нурпеисов, энергичный и креативный Станислав Манько, корреспондент Эльмира Межерицкая, выпускница КазГУ с красным дипломом, творческая и всесторонне одаренная журналистка, дикторы Нуржамал Джумагулова и Михаил Шаповалов, и другие столь же преданные профессии люди. Тогда мы работали на старых магнитофонах, где при монтаже приходилось резать и склеивать ленту — все пальцы были исколоты и изрезаны! Теперь, с компьютеризацией, и не верит молодежь, что еще 25-30 лет назад использовались такие архаичные технологии! Наши технические возможности выросли на порядки, чего не скажешь, правда, о нашей зарплате.

Говоря о дальнейшем развитии областного радио и имеющихся проблемах, Бахытжан Алимкулов отметил:

— Проблемы есть — как без них? Главная — то, что вещание два часа в сутки — очень узкий диапазон по времени. Требуется еще время для эфира утром, желательно два часа минимум, час. Технические возможности наши на уровне, но семь человек для областного радио — очень небольшой штат. Тут все упирается в финансирование. А что до креатива — у нас его хватает!

Наше радио более чем на полвека было голосом эпохи — оперативно передавало своим слушателям все важные и последние события в стране и не только. Если газету было непросто доставить в отдаленные места, то радио в период своего расцвета полностью покрывало вещанием территорию республики. Радио было символом технического прогресса и стало технической и организационной основой для создания телевидения и сейчас не теряет своего значения.

Так пусть и далее Жамбылское радио радует своих слушателей своей профессиональной работой!

Юрий ЕФИМОВ, фото автора

Комментарии закрыты.