The news is by your side.

Воплощённый в музыке

В роли Абая заслуженный деятель Казахстана Ерлан Билялов

«Разве можно сказать, что человек умер, если он оставил после себя бессмертные слова?»

Поэт, мыслитель, светило казахской поэзии, гений, указавший своему народу путь к просвещению и культуре, — Абай Кунанбаев. Именно о нем можно сказать словами советского поэта Роберта Рождественского: «Бывают люди выше гор». С развитием музыкальных и драматических театров возникает интерес к образу Абая и воплощению его облика в произведениях искусства. 

К 100-летию со дня рождения великого поэта композиторы Ахмет Жубанов и Латиф Хамиди создают оперу «Абай» — первое крупное музыкальное произведение, воплотившее образ казахского просветителя. Самое живое и непосредственное участие в его создании принял лауреат Ленинской премии Мухтар Ауэзов. Ему и принадлежит либ-ретто, написанное на основе романа «Путь Абая».

«Для нас было огромным удовольствием работать с М. Ауэзовым над оперой «Абай», — писали А. Жубанов и Л. Хамиди, — тем более что это было нашим первым шагом в деле создания большого музыкально-сценического полотна. Писатель в своем либретто дал нам такие колоритные фигуры, которые лихо поддавались музыкальному воплощению».

При создании оперы композиторы использовали песни как самого Абая, так и народные, что сделало произведение более доступным и понятным широким массам. Премьера состоялась 24 декабря 1944 года на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени Абая в постановке народного артиста Казахстана Курманбека Жандарбекова, в оформлении Кулахмета Ходжикова. С тех пор традиционно спектаклем «Абай» театр открывает каждый новый сезон. Первыми исполнителями оперы были народные артисты СССР Ришат Абдуллин (Абай), Куляш Байсеитова (Ажар) и Байгали Досымжанов (Айдар). Основная тема спектакля — поэт и народ. Здесь отражены общественная и творческая деятельность просветителя, направленная на борьбу с отжившими устоями феодально-патриархального уклада аульной жизни, показана борьба двух противодействующих сторон — прогрессивных, демократических и темных, реакционных сил общества.

Подчеркивая духовное богатство, демократическую сущность и философскую глубину образа поэта, Р. Абдуллин показывает Абая не только муд-рым, но и добрым. Сценическое поведение артиста строго продумано и осмыслено, игра его ровная, без лишней суетливости и налетов бытовизма. Абай Абдуллина внутренне сосредоточен и величав. Актер и певец, впервые создавший незабываемый образ великого казахского поэта на оперной сцене, не расставался со своей главной ролью более сорока лет. В 1978 году авторам музыки и исполнителям была присуждена Государственная премия Казахской ССР.

Образ Абая занимал особое место и в обширном репертуаре народного артиста СССР Ермека Серкебаева. Певец, обладатель сильного и красивого голоса, с высокохудожественным вкусом, внес свою трактовку в создание образа мыслителя, подчеркивая его эмоциональность и вдохновение. В театральной судьбе Е. Серкебаева опера «Абай» имеет большое значение. Именно с этой роли началась блестящая актерская судьба певца. В одном из интервью он вспоминал: «У меня трудно шла партия Абая, мне ее дали петь в дипломном спектакле. Тогда для нее мне не хватало актерского опыта. Может быть, только сейчас я нашел своего Абая… Но и сегодня чувствую, что над этой ролью работать можно бесконечно».

Музыкальное произведение, посвященное выдающейся личности казахской культуры, не раз звучало в лучших театрах бывшего Советского Союза, имело колоссальный успех и за рубежом. Газеты Восточной Германии тепло отзывались об опере как о «европеизированном спектакле с казахским национальным колоритом». Известный украинский композитор Олесь Чишко писал: «Эта опера, несомненно, большая творческая удача казахской культуры. Музыка «Абая», построенная, с одной стороны, на элементах казахского песнетворчества, счастливо сочетается с новыми интонациями, она очень искренна и доходчива, от нее веет и широтой казахских степей, и нежным ароматом горных цветов, и эпической величавостью. В музыке оперы в вокальном отношении много самобытного…»

Помимо оперных спектаклей об Абае созданы произведения и в других музыкальных жанрах. Одним из первых крупных симфонических творений, написанных для оркестра казахских народных инструментов имени Курмангазы в 1941 году, была сюита «Абай» Ахмета Жубанова. В ней воспеваются лирико-драматические и трагические стороны жизни поэта, боровшегося против невежества, деспотизма в казахской степи. Памяти мыслителя посвящали свои творения и другие известные композиторы-классики: Евгений Брусиловский, Газиза Жубанова, Сергей Шабельский, Михаил Скорульский, Еркегали Рахмадиев, Сыдык Мухамеджанов.

Образ народного мудреца, поэта-философа и лирика всегда будет волновать умы и души творческих людей, выражающих свои чувства, свое отношение к поэтическому гению в произведениях различных жанров искусства.

Фатима ОРАЗБЕКОВА,
старший преподаватель
Таразского государственного университета
имени М. Х. Дулати

Комментарии закрыты.