The news is by your side.

Восстание в Аулие-Ате. Непродуманные реформы вызвали протесты и возмущение в народе

Непродуманные реформы вызвали протесты и возмущение в народе

С момента, когда Казахстан обрел суверенитет, пришла убежденность в правдивости многих исторических фактов и событий. Безусловно, независимость страны способствовала открытости и гласности во всех сферах общественной жизни, в том числе и в исторической науке.

Указом Президента Казахстана № 456 от 24 ноября 2020 года создана государственная комиссия по полной реабилитации жертв политических репрессий. Проводится масштабная работа по изучению и освещению трагических событий, произошедших на землях казахов сто лет назад.

Первая четверть ХХ века осталась в истории страны периодом конфискаций и коллективизации имущества граждан, политических репрессий, голодомора. Народ подвергся беспрецедентным репрессиям и голоду, искусственно насажденному командно-административной системой. Именно в тот период под давлением господствующей идеологии большевиков были преданы забвению традиции и обычаи казахского народа. Миллионы людей пострадали тогда от коммунистической политики колониализма, исторической несправедливости.

Архивные данные свидетельствуют, что в 1920-1930 годах на просторах Великой степи прошли бунты бедняков и середняков с протестами и призывами к сопротивлению Советской власти. Не обошли стороной мятежи и Аулиеатинский край.

Некоторые историки и исследователи считают, что в Аулие-Ате голодомор был не столь жестоким, как в других местах. Но есть документы и факты, которые свидетельствуют, что на аулие­атинской земле, расположенной между Туркестаном и Семиречьем, голод свирепствовал вовсю. Из-за катастрофической нехватки продуктов питания люди умирали. У кого хватало сил и возможностей, старались перебраться в поисках лучшей доли в другие края.

Наиболее пострадавшими от голода можно считать жителей аулов, располагавшихся на территории современных Таласского и Сарысуского районов.

Сарысуский район частично расположен в Центральном Казахстане, а его восточная часть отнесена к пустыне Бетпакдала.

Основным родом занятий у местных жителей было животноводство. В 1928 году Советской властью были разорены богатые и зажиточные скотоводы, в чьих табунах и отарах ранее водились тысячи верблюдов, лошадей, овец. Именно тогда власти конфисковали десятки, а то и сотни тысяч голов скота.

Критическая ситуация в Сарысуском районе отражена в одном из писем заместителя председателя Совнаркома РСФСР Турара Рыскулова Генеральному секретарю ЦК (ВКП(б) Иосифу Сталину от 9 марта 1933 года.

«Многие местные жители уехали в Киргизию. В районе очень много голодающих. В ноябре прошлого года аулы покинули сотни семей, многие погибли в пути. По дороге нападали вооруженные бандиты, убивая голодных людей. Только во второй пятидневке января были обнаружены тела 24 человек. Женщины бросали своих детей в воду, 5-6 января в чайханах Аулие-Аты были собраны кости 20 детей, умерших от обморожения, 84 взрослых умерли за этот период от голода», — писал Рыскулов вождю Компартии (сборник «Как казахи голодали», стр. 59).

В самый разгар голода аулы Сарысу и Таласа посетил Ураз Джандосов, в ту пору председатель комиссии по организации откочевки голодающих. За время своего пребывания на высокой должности он успел переселить часть жителей Сарысуского района в Сузак, пытаясь спасти их от голодной смерти.

После этого Ураз Джандосов отправил письмо секретарю Казахстанского крайкома ВКП (б) Филиппу Голощекину, в котором описал ужасные подробности: «Я направлялся на машине в аул № 5 Сарысуского района, когда увидел в степи двух мальчиков 12-14 лет. Остановив машину, окликнул их: «Эй, куда идете?» Они ответили: «Весной приезжали собачники, всех собак перестреляли и ободрали шкуры. Теперь идем в ущелье, чтобы поесть дохлых собак». Уже было лето, а собаки лежали там с весны. Когда приехал в аул, ко мне подошла женщина с опухшими ногами и попросила: «Пристрели вон ту собаку. У меня дома пятеро детей умирают от голода, если ты пристрелишь собаку, я смогу их хоть накормить».
(М. Койгельдиев, Т. Омарбеков. «О чем говорят уроки истории?», стр. 109).

В другом воспоминании о поездке в Аулиеатинский край он пишет: «По дороге в один из таласских аулов шел мальчик 14-15 лет, на мои расспросы ответил, что идет пешком из Киргизии, родители его умерли там от голода, в степи оставил младших братишку и сестренку, не мог их больше нести. Теперь ищет в ауле своих родственников».

Буквально в шок приводят и воспоминания Галыма Ахметова, работавшего в те годы уполномоченным в области. Он пишет, что в селах под Аулие-Атой уголовному преследованию подверглись люди, которые питались человеческим мясом.

Уже говорилось, что к таким тяжелым последствиям привели необдуманные политические реформы советской власти, в том числе коллективизация и конфискация.

Итоги VI Всеказахстанской партийной конференции (15-23 ноября 1927 года) о насильственном изъятии скота и имущества у богатых казахов вызвали массовый резонанс в городах и аулах. Сам указ о конфискации был принят 27 августа 1928 года. Казахстанский крайком ВКП(б) сразу принял обращение к трудящимся. И указ, и обращение были опубликованы в печати 5 сентября, то есть через неделю. Народ был извещен, что работы по конфискации начнутся 20 сентября и завершатся 1 ноября.

Секретарь крайкома ВКП(б)
Ф. Голощекин стал инициатором заселения Казахстана по коммунистическим образцам. Так, 6 ноября 1929 года бюро крайкома обсудило вопрос утверждения постановления о расселении казахского народа. Партийные и советские органы предупреждались о необходимости «ускорить создание образцовых казахских поселений».

Указ от 27 августа 1928 года о конфискации скота и имущества богатых казахов ни к чему хорошему не привел. Более того, чрезмерное рвение партийных активистов на местах вызвало всеобщее возмущение и недовольство. У богатых людей забирали практически все — вплоть до одежды, посуды, белья, продуктов, личных вещей. Стали протестовать даже бедные крестьяне, которые до массовой экспроприации имущества работали и кормились у богатых. Выступали с протестами против действий Советской власти и середняки, которые подверглись конфискации и разграблению вместе со степными богачами.

Так, одной из причин народного восстания в феврале 1930 года в Сарысуском районе, возглавляемого Султанбеком Шолаковым, стала политика сокрытия изъятого в 1928 году у богачей имущества. По сути, конфискации подверглись практически все более-менее зажиточные степняки. Однако, видимо, для отчетов богатых не хватало, и в 1929-1930 годах взялись за середняков. Более того, вместе с ними гонениям и разорениям подверглась и часть бедноты, и без того еле сводившая концы с концами. Все это вкупе и привело к народным протестам.

Доктор исторических наук, почетный академик НАН РК Талас Омарбеков, ныне покойный, и кандидат исторических наук, писатель и журналист Бейбит Койшибаев провели множество исследований о периоде коллективизации в казахских степях, в том числе в Аулиеатинском крае, и описали трагический этап в истории казахского народа.

Местное население пошло на массовые протесты против жестокости и самоуправства Советской власти. Известные в Сарысу животноводы Каку и Оксикбай Аргынбаевы, Толебек Жанибеков, Жусуп Ыкласов, Акберген Кенкозов, братья Ауелбек и Иманбек Кожатаевы, Алип Кунанов, Сыздык Утешиев занимались также и земледелием, привлекая к работе и других сельчан. Конфискация имущества середняков, проведенная осенью 1928 года, разорила их хозяйства, оставила без средств к существованию и прежде зажиточных крестьян, и бедняков, которые трудились на пастбищах и угодьях. Сотрудники Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) задержали и заключили в застенки известных представителей среднего класса.

А в январе 1930 Сарысуский и Таласский районы уже были в пожаре народного гнева. В ходе столкновений в Сарысу погиб оперуполномоченный местного отдела ОГПУ Тыныштыкбаев. После этого в район отправили конный кавалерийский отряд. В Таласском районе из местных коммунистов и комсомольцев сформировали отряд из 30-ти
человек и тоже направили в протестующие аулы.

22 марта 1930 года в селе Дмитриевка Таласского района протестующие предприняли попытку освободить заключенных под стражу соратников. Число участников протестного движения достигло почти 200 человек, их лидерами являлись Керимбай Супасаев, Жанибек Кокеев, Жолдас Шайкотиев. В одном из столкновений был смертельно ранен председатель райисполкома Шыналиев.

После этого с повстанцами было решено окончательно покончить. В район были направлены около 30-ти стрелков из отряда милиции из Аулие-Аты, они провели карательную операцию. Организаторы восстания были арестованы и расстреляны.

Но восстание получило продолжение в Кордае 20 июня 1931 года. Архивные документы свидетельствуют о трех так называемых «бандитских» группировках в районе, названных именами предводителей — Омарбек, Агыбай, Сыпатай. Как видим, местные жители, принимавшие участие в протестах, отмечены как «бандиты». Известен случай, когда в Кордае мятежники ворвались в контору колхоза, затем подожгли здание сельсовета, разгромили кооператив и раздали людям имевшиеся товары, после этого угнали колхозный скот.

В райцентре против них был сформирован специальный вооруженный отряд из числа коммунистов и милиционеров. Вскоре произошло столкновение с протестующими, численность которых достигла 300 человек. Отряд карателей был разгромлен и в панике бежал к железнодорожной станции Отар.

Еще один вооруженный конфликт произошел 19 августа 1931 года. В селе Далакайнар был застрелен начальник Чуйского отдела ОГПУ Нургалиев. После этого отряды милиции и ОГПУ получили подкрепление, а в ноябре были арестованы активные участники восстания и последовавших беспорядков. Всего в Кордайском районе власти задержали более 300 человек.

Постановлением особой тройки ОГПУ Казахстана от 23 ноября 1931 года и 28 января 1932 года 193 человека были приговорены к расстрелу, 107 человек отправили в исправительно-трудовые лагеря на различные сроки, 11 человек депортировали в другие районы, и только 22 человека были освобождены от судебного наказания.

Из перечисленных фактов видно, что власти на местном уровне не смогли противостоять восставшим, показали свою слабость и ненадежность. И лишь при помощи пуль и штыков протесты были жестоко подавлены.

Обобщив свидетельства и данные из разных источников, исследователи сделали вывод, что протесты и восстания казахских крестьян в 1929-1931 годах следует считать национально-освободительным движением против произвола Советской власти. Поэтому обвинения участников протестов в хулиганстве и бандитизме можно считать необоснованными. По сути они проявили принципиальную позицию против социального неравенства и произвола властей и стали жертвами политических репрессий.

Мадияр ЕРАЛЫУЛЫ,
научный сотрудник центра «Руханият және тарихтану»
имени Шерхана Муртазы

Комментарии закрыты.