The news is by your side.

Всегда на взлёте

Бригада прибыла. Ан-2 к взлету готов.

Санитарная авиация спасает жизни

…Малышке с каждой минутой становилось все хуже и хуже. Для полуторамесячной Диляры Толегенкызы диагноз «острая двусторонняя мелкоочаговая пневмония» мог оказаться роковым, поэтому врачи Меркенской центральной районной больницы приняли единственно верное решение — отправить крошку в областной центр

И вот в отделение санитарной авиации Жамбылской областной больницы по круглосуточному телефону 45-72-79 полетел сигнал SOS. События разворачивались на моих глазах, дело было в пятницу, 11 июля. Вызов принял старший фельдшер Сахыт Бекбергенов и тут же принялся обзванивать готовых вылететь врачей. Опыта ему не занимать, стаж работы в отделении — более 22 лет. Кстати, здесь очень квалифицированный и спаянный коллектив, люди не первый год работают плечом к плечу. К примеру, фельдшер Шолпан Баиспаева трудится 19 лет, Айсулу Ыхынова — более 12 лет.

Между тем детский реаниматор Калдыбек Усенбаев на вертолете Ми-2 уже двигался в сторону села Мерке. В итоге младенца вместе с мамой доставили в Тараз, благодаря своевременной помощи жизнь девочки была спасена. Следом поступило сообщение из мойынкумской больницы о том, что у одного из пациентов острое нарушение мозгового кровообращения, проще говоря, инсульт. Не мешкая бригада из двух врачей — невропатолога Майры Корпебаевой и реаниматора Закира Юсупова — на самолете Ан-2 вылетела в село Мойынкум. Это не значит, что в самом отдаленном районе нет своих врачей. Отнюдь, но уровень областников все-таки повыше, это тот случай, когда одна голова хорошо, а две лучше.

Вообще, несмотря на крылатое название, отделение санитарной авиации оказывает помощь преимущественно наземным транспортом. За шесть месяцев текущего года обслужено 847 вызовов, из которых только 29 — воздушным способом. В целом транспортировано 339 человек, в том числе 200 новорожденных детей. Кроме того, силами республиканской санитарной авиации в клиники Астаны и Алматы доставлено 26 жамбылцев. К примеру, 3 июля из того же Мерке привезли в тяжелом состоянии 22-летнюю Марал Бекбосынкызы, у которой начались послеродовые осложнения, врачи диагностировали отек легких. Для оказания более качественной помощи на следующий день вызвали из Астаны самолет Ан-24 и поместили больную в Национальный научный центр материнства и детства. Сегодня М. Бекбосынкызы пошла на поправку.

Работа отделения санитарной авиации для несведущего человека — целая наука. Здесь трудятся шесть фельдшеров во главе с заведующим отделением Асембеком Халимбетовым, которые, по сути, не являются фельдшерами в классическом понимании этого слова, они, скорее, координаторы и организаторы выездов во все районы области. Фельдшеры несут посменную круглосуточную вахту у телефона, оперативно формируют бригады и отправляют их преимущественно в цент-ральные районные больницы, откуда и поступают заявки.

Крылатой техники на балансе отделения нет, ее приходится арендовать. В текущем году тендер среди транспортных организаций выиграла компания «Жаңа әлем», аэродром которой базируется на станции Ушбулак. Именно отсюда спешат на помощь крохотный «кукурузник» и винтокрылая машина. Кстати, стоимость одного летного часа Ан-2 составляет в среднем 150 тысяч тенге, вертолета Ми-2 — 560 тысяч тенге. Из бюджета выделено 44 миллиона тенге на осуществление 90 вылетов в год.

Воздушный транспорт курсирует только в пять районов — Мер-кенский, Шуский, Сарысуский, Кордайский и Мойынкумский. Почему? Существует положение, согласно которому вызовы в радиусе менее 160 километров обслуживаются только наземным транспортом, поэтому добрая половина районов выпадает из карты воздушных сообщений. Чаще всего врачи областного центра летали в Меркенский (девять вызовов), Мойынкумский (восемь) и Шуский (семь) районы. Что касается общего количества вызовов, самым беспокойным оказался простудный январь — 164 вызова. Сахыт Бекбергенов подчеркивает, что больше всего вызовов случается в зимние месяцы. С другой стороны, именно в данное время года частенько устанавливается нелетная погода, приходится полагаться только на реанимобили. Всего их семь единиц: три джипа марки «хюндай», один «Соболь» для выезда больших бригад, «мерседес спринтер» и два неомобиля «фольксваген транспортер», оснащенные кювезами. Три последних транспортных средства предназначены исключительно для борьбы с материнской и детской смертностью. Сегодня, после печально известных четырех смертей, когда должности лишился один из заместителей руководителя областного управления здравоохранения, данному вопросу уделяется самое пристальное внимание. За отчетный период оказана экстренная помощь 94 беременным женщинам и 229 новорожденным, причем здесь действует жесткое правило, когда собрать бригаду для выезда необходимо максимум за 30 минут.

Каким образом бригады формируются? Данным вопросом занимается областное управление здравоохранения, в бригадах задействованы врачи практически всех базирующихся в Таразе государственных лечебных учреждений. За редким исключением привлекают и эскулапов из частных клиник. Разрабатывается месячный график, в течение которого выб-ранные врачи, продолжая выполнять свои обязанности по основному месту работы, предупреждаются о возможности экстренного выезда в любую минуту, будь то день либо глубокая ночь. Продолжительность такого дежурства составляет 15 дней.

Существуют следующие виды бригад: акушерско-гинекологическая по оказанию помощи роженицам (в нее входят акушер-гинеколог, анестезиолог-реаниматолог и сосудистый хирург), неонатологическая для помощи новорожденным (врач-неонатолог и медсестра), детская бригада для обслуживания детей и подростков до 15 лет (формируется в зависимости от заявки района из врачей детской областной и городской больниц), инфекционная (задействуются врачи областной инфекционной больницы) и бригада для обслуживания взрослого населения (формируется в основном за счет врачей областной больницы).

— Таких условий, как сейчас, не было даже в советское время, — со знанием дела резюмирует С. Бекбергенов. — В последние годы решена проблема нехватки наземного транспорта, сегодня у нас самые современные реанимобили, отличная связь, в наличии все необходимые медикаменты.

Кому как не Сахыту Серикбаевичу знать все перипетии развития отделения санитарной авиации. Деятельность структуры есть результат слаженных действий всей системы здравоохранения области, когда счет спасенных жизней идет даже не на десятки, а на сотни. И так будет всегда.

Дархан БАЙТУОВ

Комментарии закрыты.