The news is by your side.

Всё течёт, всё меняется

Цивилизация и комфорт возвращаются в сельскую глубинку

На дальней станции Мынарал чуть больше сотни домов, среди которых трудно не заметить добротные новостройки. Так обустраивают свои гнездышки мынаральцы нового поколения — молодые рыбаки, предприниматели и рабочие цементного завода. Все чаще справляют новоселья в одноименном рыбацком поселке и в селе Шыганак, раскинувшемся близ озера Балхаш. 

О долгожданных переменах в своей жизни сельчане поведали акиму области Канату Бозумбаеву, проверившему десяток социальных и производственных объектов, расположенных в Мойынкумском районе. Самыми значимыми из них являются водоводы, здания школ и детского сада, проложенные и возведенные по просьбам местных жителей.

 

Большая перемена

Более 10 лет жители села Шыганак с населением около 2500 человек довольствовались привозной водой не самого лучшего качества. В ходе предыдущей рабочей поездки аким области Канат Бозумбаев обещал, что проблема будет решена в ближайшее время. За словом последовало дело, и вот здесь действует установка очистки воды по мембранной технологии стоимостью 70 миллионов тенге. Воду получают из озера Балхаш посредством восьмикилометрового водовода, очищают и доставляют во все 520 дворов. Подают ее строго по графику — утром и вечером по четыре часа.

По словам руководителя коммунального предприятия «Молдир» Ганаята Кашкынбекова, можно подавать и чаще, но убытков потом не оберешься, слишком высоки затраты на электроэнергию. Есть еще заработная плата обслуживающих станцию 14 человек, четверо из которых трудятся на балхашском побережье. Тариф для населения щадящий — 42 тенге за кубометр. Крупных потребителей нет, фактически действуют три организации: школа, СВА и акимат. По сути, объект социальный, и убытки покрываются из местного бюджета. Главное в другом — теперь шыганакцы пьют только качественную воду, которая проходит три уровня очистки. По словам здешних медиков, улучшение качества жизни напрямую сказалось и на количестве обращающихся в местную амбулаторию.

Через неделю-другую придет чистая вода и в дома жителей станции Мынарал и поселка Мынарал. «Станционные» мынаральцы еще сохранили воспоминания о централизованном водоснабжении, прекратившемся 18 лет назад. Все эти годы воду им доставляли по железной дороге. И хотя раздавали ее бесплатно и без ограничений, нехватка ощущалась. В рыбацком же поселке и вовсе брали воду из озера без какой-либо очистки.

Сейчас на станции высится водонапорная башня, рядом с которой расположились мощные насосные станции, объемные резервуары и блок с обеззараживающей установкой.

— Проект реализуется за счет бюджетных средств, его стоимость — 256 миллионов тенге, — рассказал директор подрядной компании «Темирстройсервис» Еркин Кисенбаев. — Вода из Балхаша поступает по магистральному водоводу в первый резервуар, откуда ее направляют в локальную станцию очистки с мембранной установкой. Очищенная от примесей и жиров вода поступает в бактерицидную установку, а оттуда — во второй и третий резервуары, после чего распределяется по сервисным линиям и доводится до 134 колодцев, находящихся близ домов, школы и других учреждений. Оттуда абоненты проложат коммуникации за свой счет.

Водовод протяженностью 12 километров проложен на глубине более полутора метров. Самым сложным стал участок под железнодорожным полотном, где субподрядчик произвел специальный прокол. В него и уложены трубы: по трем вода идет на станцию, еще по одной возвращается так называемый рассол, оставшийся после процедуры очистки.

Доложив ситуацию акиму области Канату Бозумбаеву, подрядчик пообещал, что в ближайшие дни будет готов к подаче воды. Дело за малым — завершить пусконаладочные работы и обучить специалистов местного коммунального учреждения «Мөлдір су», которые и будут обслуживать объект и предоставлять услуги населению и предприятиям.

— Нужно разъяснить жителям условия, как и по какой цене им подведут воду домой, — поручил глава региона акиму Мынаральского сельского округа Зубаржат Камиевой. — И обязательно уточните, что счетчики им предоставит бесплатно фирма «Темирстройсервис».

По аналогичной технологии проложены водные коммуникации в поселке Мынарал, где работы проводит ТОО «Монолит дизайн». Директор компании Виталий Брух также обещает ввести систему в эксплуатацию в течение недели.

 

Другая жизнь

В единственной шыганакской школе 1976 года постройки, рассчитанной на 330 учеников, сегодня получают знания 487 детей. Актовый зал уже давно приспособили под мини-центр для еще полсотни дошколят. Таким образом, здесь, как в маленьком улье, сосредоточено 537 малышей и подростков. Последние события добавили дополнительной головной боли директору Алие Рахымбаевой: в новой пристройке образовалась солидная трещина, спортзал признали аварийным и закрыли, крохотная столовая не в состоянии обеспечивать горячим питанием всех нуждающихся. Теперь культурно-массовые и другие мероприятия вынуждены проводить в фойе второго этажа. Между тем число учеников с каждым годом увеличивается. Что интересно, в мойынкумской глубинке количество русских классов растет даже более быстрыми темпами, чем казахских.

Ознакомившись с положением дел, глава региона Канат Бозумбаев поручил акиму Мойынкумского района Болату Мадикенову не мешкая подготовить до февраля следующего года проект с тем, чтобы при уточнении бюджета предусмотреть необходимые средства и уже летом 2014 года провести капитальный ремонт учебного заведения. Что касается строительства новой школы, глава региона призвал вначале все тщательно взвесить.

— Надо в первую очередь привести в порядок действующую школу. По поводу строительства новой необходимо произвести все расчеты с учетом перспектив роста населения и только потом принимать решение. Если экономика сельского округа будет развиваться такими же хорошими темпами, дело за открытием новых социальных объектов не станет, — подчеркнул Канат Бозумбаев.

Прежде чем направиться к месту строительства нового детского сада, аким области успел переговорить с группой местных жителей, поднявших вопрос железнодорожного сообщения. Дело в том, что нацкомпания «Казахстан темир жолы» сократила одно из своих структурных подразделений на станции Шыганак и теперь намерена ликвидировать единственный пассажирский вагон, который курсировал между Шыганаком и городом Шу. Для местных жителей и жителей соседних поселков это известие стало пренеприятнейшим сюрпризом. Значение поезда-спутника трудно переоценить, ведь зимой во время обильных снежных заносов автомобильное сообщение в здешних краях существенно затрудняется. К примеру, из того же села Жидели ребятишки ежедневно ездят учиться в город Шу. Глава области заверил шыганакцев, что будет держать вопрос на контроле, и скорее всего он будет решен положительно.

Другой вопрос, который еще несколько лет назад поднимали местные жители, — открытие детского сада. Сегодня их просьба уже переведена в практическую плоскость: на окраине села в июне текущего года началось строительство дошкольного учреждения на 140 мест. Его возведение доверили астанинскому ТОО «Курылыс», стоимость объекта — 336 миллионов тенге. Начальник участка Кырыкбай Шойынбай сетует на нехватку рабочих рук:

— Местный люд не жалует строительство, сплошь одни рыбаки…

На макете будущий детсад выглядит как дворец из восточной сказки, с четырьмя высокими колоннами, напоминающими минареты. Предусмотрены даже фруктовый сад, огород, ягодник и стоянка для автомашин родителей. Пока же возводят второй этаж, темпы работ, прямо скажем, не впечатляют. Об этом же говорил акиму области руководитель управления строительства, пассажирского транспорта и автодорог Рахманкул Байтелиев. Сегодня трудятся максимум 10 — 12 человек, таким темпом к концу года может случиться отставание, а ведь нужно успеть освоить не менее 150 миллионов тенге. Возникший из ниоткуда главный инженер ТОО «Курылыс» Евгений Цой оправдал трудовое затишье банальной пересменкой. Уже на следующей неделе здесь начнут трудиться в поте лица 30 человек. Задача текущего года — поднять стены, уложить плиты перекрытия, затем объект законсервируют до весны. В общем, никаких чистовых работ не предполагается. Обещания подрядчика «нагнать и перегнать» не очень-то удовлетворили акима области.

— Если к декабрю останутся невыполненные обязательства, не обижайтесь, в январе договор расторг-нем, в феврале к работе приступит новый подрядчик. Договорились? — поставил вопрос ребром Канат Бозумбаев.

— Договорились, — выдохнул Евгений Цой, скрепив данное слово крепким рукопожатием.

 

Праздник придет раньше

Еще один подарок предназначен для мынаральских школьников. С декабря дети со станции Мынарал будут обучаться в новой средней школе. Корпус современного здания возвышается на небольшом холме и выглядит среди приземистых домов как мощный лайнер среди утлых суденышек.

— Мы так давно этого ждали, — говорит уроженка этих мест и исполняющая обязанности директора школы Жанат Ибраимова. — Ведь здесь была только начальная школа на 50 мест, некогда подведомственная отделению железной дороги, а потом перешедшая в ведение отдела образования. А ученики пятых — одиннадцатых классов и педагоги вынуждены были добираться в поселковую школу. Бывало, путь в четыре километра приходилось преодолевать пешком. Благо, в последние годы появился школьный автобус.

Школу, рассчитанную на 120 мест, действительно можно назвать кораблем, ведущим в мир знаний. Уютные кабинеты с современной мебелью и мультимедийным оборудованием, столовая, актовый и спортивные залы, учебная теплица — здесь детям будет радостно и легко учиться, уверен директор ТОО «Сапар-Консалтинг» Мухаметкали Умербаев.

— Мы почти завершили работы, осталось только установить оборудование и благоустроить пришкольную территорию, — сообщил он акиму области. — Как только начнется подача холодной воды, закончим монтаж водных коммуникаций и запустим автономную котельную. Думаю, до конца месяца управимся.

Аким области остался доволен ходом работ, тем более что строители готовы сдать объект раньше намеченного срока.

 

Точки роста

Канат Бозумбаев побывал также на Акбакайском горно-обогатительном комбинате. Предприятие получит новую линию электропередачи стоимостью свыше одного миллиарда тенге. Она строится по программе «Дорожная карта бизнеса-2020» на бюджетные средства. После запуска линии комбинат будет получать электричество почти на два тенге дешевле, чем в настоящее время. Выяснилось, что в связи с автоматизацией процесса обогащения золота на комбинате высвобождается рабочая сила. Аким области попросил руководство комбината согласовывать сокращения с местными органами власти и не лишать людей работы до тех пор, пока службы занятости не предложат им другое рабочее место.

Благодаря новым проектам промышленная зона в Мойынкумах, в том числе и Прибалхашье, расширяется. Возрождается рыбный промысел и в поселке Мынарал, где восстановлен и уже работает рыбзавод.

— Построенный еще в 60-е годы прошлого века, с 1995 года завод простаивал, — рассказал директор ТОО «Компания «Мынарал» Александр Куприн акиму области. — В 2010 году наша фирма приобрела то, что от него осталось. И полностью наладила производство. Построили компрессорный цех, холодильные помещения для сырья и готовой продукции, цех по глубокой переработке рыбы. Пока занимаемся ловом и реализацией рыбы, а весной 2014 года планируем запустить цех по глубокой переработке. Он будет оснащен оборудованием из Голландии и Франции: сепаратором по удалению костей из рыбы, линией по изготовлению котлет, биточков, аппаратом для вакуумной упаковки тушек. Сейчас на заводе пока работают 40 человек, со временем будет 300.

Перерабатывающий завод, обладающий флотилией из 16 судов, в том числе и двумя транспортными суднами, которые доставляют рыбу с отдаленных участков, включен в региональную Карту индустриализации. Совсем скоро новый участник программы форсированного индустриально-инновационного развития намерен войти и в программу «Дорожная карта бизнеса-2020». Государственная поддержка заключается в развитии инфраструктуры — строительстве участка дороги в 3,8 километра и прокладке линии электропередачи для увеличения мощностей.

Новые возможности для развития имеет и Жамбылская цементная производственная компания (ЖЦПК). Генеральный директор ТОО «Мынарал Тас Компани» Муртаза Булутай встретил гостей в новом городке Самал, построенном специально для работников предприятия. Кроме шести домов с 94 квартирами здесь возведен центр досуга с фитнес-залом, медицинским пунктом и детсадом, сценической площадкой и залом торжеств. Оснащаются интернет-клуб, библиотека, которая уже стала излюбленным местом встречи участниц женского клуба.

«Zhambyl cement», как еще называют ЖЦПК, введенный в строй в 2010 году, по сей день остается одной из лидирующих компаний в казахстанском сегменте рынка и, судя по всему, сдавать позиции не собирается. Вместе с тем компания нуждается в содействии местных исполнительных органов по ряду проблемных вопросов. (Подробнее об этом — в одном из ближайших номеров.)

Помощи намерены просить и руководители Хантауского цементного завода. Похоже, еще не открывшись, завод уже переживает свое второе рождение. Наконец-то появился очередной инвестор в лице компании «Югцементстрой». Напомним, что мощность производства должна составить 500 тысяч тонн цемента в год. Впрочем, у руководителя проекта Талгата Афганова есть намерение к 2015 году увеличить эту цифру в три раза, запустив еще одну линию мощностью один миллион тонн в год. На сегодняшний день учредительный состав Хантауского цементного завода полностью поменялся. Новые хозяева в течение последнего месяца провели комплексный технический аудит, утвердили первоочередные планы работ. Во втором квартале следующего года попытаются выдать клинкер (промежуточный продукт при производстве цемента), в третьем — уже готовый продукт. Техника в наличии, карьер отведен, определен генеральный подрядчик, который будет заниматься строительством жилых комплексов и социальной инфраструктуры. Узких специалистов (технологи, механики, КИПовцы и лаборанты) начнут завозить из Шымкента, Алматы и Астаны, в дальнейшем количество персонала возрастет до 200 человек, предусмотрено обучение и последующее трудоустройство местных жителей. Завод находится в хорошем состоянии, готовность к запуску — 90 процентов. Однако есть две главные проблемы. Первая — поставка электроэнергии. Пока завод питается от ТОО «ЖЭС», которое относится ко второй категории поставщиков, но новое руководство хотело бы получать энергию от более надежного прямого поставщика, то есть АО «KEGOC». Вопрос наиважнейший, так как само производство очень энергоемкое. Следующая проблема — ремонт 18 километров дороги, ведущей к карьеру. Эти вопросы разрешимы, как показывает практика. Все зависит от расторопности производственников.

Гульжан АСАНОВА,
Индира БОТАШЕВА,
Дархан БАЙТУОВ,
Алтынбек КАРТАБАЙ (фото),
Агадил РЫСМАХАН (фото)

Комментарии закрыты.