The news is by your side.

Высокая цель. Укрепление семьи — укрепление Казахстана

Укрепление семьи — укрепление Казахстана

Продолжается обсуждение проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам укрепления института семьи». Изменения и дополнения предлагается внести в целый ряд документов — законы Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях», «О государственной молодежной политике», «О профилактике бытового насилия», «О жилищных отношениях»; кодексы Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», «О браке (супружестве) и семье», Трудовой.

— Изменения, предлагаемые в целом ряде законодательных актов, назрели давно, и очень хорошо, что дело дошло до их практической разработки и массового обсуждения. К сожалению, и во время моей многолетней работы в СМИ, и исполнения депутатских обязанностей приходилось не раз иметь дело с фактами домашнего насилия, семейными проблемами самого разного толка и степени трагичности, и во многих случаях было заметно несоответствие законодательства с объективной реальностью.

Напомню, в 2019 году Президент в Послании народу сказал, что Казахстану надо обеспечить защиту пострадавшим от семейно-бытового насилия и усилить ответственность правонарушителей. Была предпринята попытка разработать новый закон о противодействии семейно-бытовому насилию, которым собирались заменить старый, действующий с 2009 года. Главный аргумент разработчиков нового был прост: существующий закон никак с этим самым насилием не боролся, а в стране участились случаи смертей, связанных с ним. Не буду обсуждать закон, отвергнутый в итоге, но он реально изменял ситуацию. Хочется верить, что нынешние изменения помогут (не решат, а именно помогут) избавиться от многих проблем.

Судите сами. В Казахстане семейно-бытовое насилие есть. Признаем мы и тот факт, что полиция не работает на профилактику этого явления. Когда к полицейским обращаются за помощью, чаще всего они ее оказать не могут — до тех пор, пока у жертвы не будет тяжелых последствий для здоровья и жизни. Если жертве нанесен вред легкой и средней степени, полиция может задержать дебошира только на три часа, а затем отпускает. И он возвращается туда же, откуда его доставили три часа назад! И в каком настроении, состоянии? И что там в семье продолжается дальше, уже никто не знает. И скорее всего жертва никому жаловаться больше не станет. Потому что в итоге ситуация только ухудшается. Вот по такому алгоритму проблемы семейно-бытового насилия оказываются за закрытыми дверями.

В старом законе есть возможность примирения. Если пострадавшее лицо обращается в полицию с заявлением, то после уговоров или давления агрессор заставляет его забрать. В большинстве случаев жертвы так и поступают. Почему? Из страха, конечно. А для полиции нет заявления — нет дела. Никому больше эта семья неинтересна. До тех пор, пока дело не доходит до убийства – либо жертвы, либо того, кто своим издевательством и насилием ее до этого довел.

Несколько лет назад журналисты провели исследование в женской колонии в Жаугашты. Оказалось, что 30 процентов женщин осуждены за то, что убили своих обидчиков, потому что им никто не помог. А в год 700 детей, отца и мать которых лишили родительских прав? А сбежавшие из дома дети, не попавшие в статистику?

По действующему закону сообщения о насилии в семье от третьих лиц — соседей или очевидцев не принимаются. В полиции первым делом спрашивают, является ли этот человек членом семьи. Если не является, то его сообщение воспринимается как вмешательство в чужую семью. До тех пор, пока кого-нибудь не покалечат или убьют. Даже если жертва семейного насилия обращается в полицию неоднократно, каждый последующий звонок никого не настораживает. А должно быть совсем наоборот! Я считаю, что в новом законе должно быть предусмотрено: если жертва обращалась в полицию уже неоднократно, установить это как отягчающее обстоятельство. Такое предлагалось в непрошедшем законе о бытовом насилии. Также считаю, что полиции следует реагировать на свидетельские сообщения о насилии в семье от третьих лиц. И не надо говорить о том, что мы пропагандируем доносительство. Мол, семья «должна разобраться сама». Разберется — до убийства? К тому же никуда не денется наказание за ложный донос. Чтобы правоохранительные органы могли в полную силу работать над этими сложными вопросами, и необходимы новые правовые нормы.

И не следует думать, что новые законы нарушают гендерное равенство. У нас закон о гендерном равенстве работает с 2007 года. В Казахстане мужчина и женщина равны. Во всех смыслах, о которых, возможно, и не задумывались те, кто за него столько лет ратовал. Поэтому мы в одно время выходим на пенсию, одинаково претендуем на трудоустройство, отдых и реализуем на равных другие права. Кому гендерное равенство особенно не нравится, в основном ссылаются на обычаи. Не следует путать правовое государство и народные традиции. Данная тема буквально неисчерпаема, и необходимо, чтобы как можно больше специалистов высказывали свое аргументированное мнение и оценивали правовые изменения. Причем я имею в ввиду именно квалифицированные оценки, а не попытки безответственных людей заработать дешевую популярность на фоне интернет-компаний на тему «А Баба-Яга против!». Слишком серьезную и важную тему обсуждаем, от нее ведь зависит, насколько комфортной для проживания будет наша страна в ближайшей и среднесрочной перспективе.

И новые законы помогут нам сформировать, а вернее — переформатировать ситуацию во многих казахстанских семьях, чтобы там царили любовь, уважение и взаимопонимание. Выше цели быть просто не может.

Эльмира МЫРЗА-ГАЛИ,
директор центра духовно-нравственного воспитания
«Анаға тағзым»

Комментарии закрыты.