The news is by your side.

Вызов безработице

Специалисты должны быть не только теоретиками

В Казахстане по поручению Главы государства начался процесс модернизации системы технического и профессионального образования с учетом потребностей индустриализации. В ссузах технического профиля внедряются принципы дуальной системы обучения — одной из самых эффективных форм подготовки будущих специалистов производственной сферы. Жамбылская область не стала исключением.

 

Первопроходцы

Дуальная система обучения уже давно получила мировое признание. Она широко распространена в Германии. Собственно, опыт именно этой европейской страны решили перенять и в Казахстане. Главная ценность дуальной системы обучения в том, что она позволяет совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку одновременно. Учащиеся осваивают избранную профессию не только по книжкам и сидя за партами учебного заведения, но и непосредственно на производстве. Два-три дня в неделю они находятся в колледже, остальное время — на предприятии.

Первым среди средних специальных учебных заведений Жамбылской области внедрил дуальную модель Жамбылский политехнический колледж. В настоящее время учебное заведение, ориентируясь на требования конкретных предприятий региона, реализует дуальную подготовку техников-механиков, электриков и технологов.

По словам заместителя директора по учебно-методическому объединению и дуальному обучению Ералы Мералиева, с основными заказчиками кадров по пяти техническим специальностям заключено 33 договора. Около 250 учащихся три дня в неделю осваивают теорию в учебном заведении, три дня — практику на объекте. При оформлении на работу на студента-дуалиста заводится трудовая книжка. У ребят повышается мотивация получения знаний. Студентов Жамбылского политеха принимают АО «Запчасть», АО «Имсталькон», Таразский механический завод, ТОО «Казфосфат», АО «Жамбылгипс, Жамбылские электрические сети, ТОО «ТаразТрансПасс» и «Аулие-АтаТрансПасс».

— Конечно, о первых результатах проекта можно будет говорить только через два-три года, когда в регионе появятся первые выпускники, окончившие колледж по дуальной системе, — сказал Ералы Мералиев. — Но мы считаем, что эффект очевиден. Речь идет о совершенно новых методах в сфере технического и профессионального образования. Кроме того, тандем колледж — предприятие позволяет обеспечивать стажировку преподавателей и участие опытных работников из персонала предприятия в «поштучной» подготовке специалистов, практическое обучение на сложном оборудовании с применением прогрессивных технологий, гарантировать повышение качества реального учебно-производственного проектирования, обеспечить трудоустройство выпускников.

В целом, как отмечают представители учреждений профтехобразования региона, работодатели положительно относятся к дуальной системе подготовки кадров. Их основные требования к специалистам — ответственность за порученное дело, профессиональные навыки, пунктуальность, организаторские способности. Выпускники должны уметь читать технические чертежи, знать теорию и технологию конкретного производства. Но в этом трехстороннем сотрудничестве (студент — колледж — работодатель) есть и один недочет: предприятия неохотно оказывают материальную поддержку в приобретении оборудования для образовательного процесса. Поэтому пока такой вопрос руководители образовательных учреждений вынуждены решать собственными силами.

 

Готовят кадры

Первым, кто пошел навстречу профессиональным и техническим образовательным учреждениям области и принял на практику будущих технарей, стало ТОО «Казфосфат» — крупнейшее промышленное предприятие региона. Компания является ведущим партнером по внедрению дуальной системы обучения в Жамбылском политехническом, Каратауском гуманитарно-техническом колледжах и Аулиеатинском колледже № 6. На международном форуме «Профессиональное образование и бизнес: диалог партнеров» «Казфосфат» дважды признавался лучшим социальным партнером региона в системе технического и профессионального образования.

— В течение последних двух лет в филиалах нашего предприятия прошли производственную практику более пяти тысяч студентов. За это время 63 выпускника Жамбылского политехнического и Аулиеатинского колледжей трудоустроены на нашем предприятии. Кроме того, в 2006 году усилиями компании был создан учебно-методический центр, — рассказала директор центра Марина Оразова. — Он объединяет службы технического обучения пяти филиалов: завод НДФЗ, «Минеральные удобрения», «Жамбылский транспортный комплекс», ГПК «Каратау», ГПК «Чулактау». В каждом филиале «Казфосфата» имеются учебные базы, оснащенные макетами производственного оборудования, компьютерной техникой и учебными пособиями.

Кроме этого, чтобы обеспечить себя квалифицированными специалистами, предприятие направляет своих работников на подготовку и переподготовку кадров.

— В настоящее время за счет средств предприятия 115 работников обучаются в вузах и колледжах области, 230 человек завершили обучение. Впервые в 2013 — 2014 учебном году будут охвачены обучением без отрыва от производства 60 работников завода по государственному образовательному заказу за счет средств местного бюджета, — отметила Марина Оразова.

 

Системная «дуэль»

В республике дуальная система продолжает набирать обороты. Сможет ли она по эффективности обойти традиционную, пока говорить рано. Но как отмечают многие представители образовательной сферы, она однозначно несет ряд преимуществ. Во-первых, обучение максимально приближено к конкретным запросам производства, и работодатели будут получать именно таких специалистов, какие им нужны. Во-вторых, будущие специалисты учатся гораздо более осознанно и заинтересованно, стремятся закрепиться на данном предприятии после обучения. А это уже весьма высокий уровень мотивации. В-третьих, обеспечивается гораздо более высокий, чем ранее, уровень востребованности выпускников и их трудоустройства.

Татьяна БОРИСЕНКО

Комментарии закрыты.