The news is by your side.

Защити себя сам

Газовики заняли оборонительную позицию против госинспекторов

«Меня терзают смутные сомнения», — говорил герой незабвенной советской комедии Иван Васильевич Бунша. Сие утверждение позволяло ему усомниться в честности Джорджа Милославского, приятеля Анатолия Семеновича Шпака. Сцена из этого фильма приходит на ум и при действиях контролеров газовых и биллинговых служб, которые навещают дома абонентов с целью проверить приборы учета. В данном случае людям не до смеха, так как им могут доначислить несколько десятков тысяч тенге в случае выявления погрешности в приборах учета. А проверка счетчика начинается как раз под предлогом того, что контролер засомневался в правильности работы вашего оборудования.

Инструкция от себя

Ситуация вокруг неисправных газовых счетчиков, которые в массовом порядке выявляются компанией «КазТрансГаз Аймак» у потребителей Жамбылской области, казалось бы, дошла до логического завершения. Но газовики мертвой хваткой вцепились в тактику, которая приносит им дополнительную прибыль в виде доначислений. И даже акты государственных контролирующих органов не смущают поставщиков голубого топлива.

На страницах нашей газеты мы регулярно рассказываем о том, как жители Жамбылской области страдают от действий представителей филиала АО «КазТрансГаз Аймак» и биллинговой компании ТОО «Информационный центр Тараз». Напомним, контролеры двух этих организаций в массовом порядке выявляют неисправности в счетчиках у населения, а потом производят им перерасчет на энную сумму. На данное положение дел уже обратили внимание областная прокуратура и региональная лига потребителей «Кыран». Однако их вмешательства оказалось недостаточно — представители газовых служб продолжают свою деятельность в данном направлении, утверждая, что они работают в рамках законодательства РК.

Напомним, недавно в эту ситуация вмешался и областной департамент Комитета технического регулирования и метрологии, начавший проверку по заявлению четырех жителей Тараза. Мы подробно рассказывали о ходе разбирательства («Сделали себе сами», «Знамя труда» № 35 от 2 апреля 2013 года). Дальнейшие события развивались следующим образом.

По итогам проверки государственные инспекторы составили акт о нарушениях со стороны поставщика услуг. В нем указано, что контролеры ТОО «Информационный центр Тараз» в своей работе с потребителями руководствуются инструкцией по определению работоспособности бытовых газовых счетчиков, разработанной и утвержденной главным инженером Жамбылского филиала АО «КазТрансГаз Аймак».

1200x800_IMG

Документ этот разработан якобы на основе Закона РК «О газе и газоснабжении» и Правилах розничной реализации и пользования товарным и сжиженным нефтяным газом. К слову, редакция газеты «Знамя труда» не обнаружила в этих законодательных актах ничего, что хоть отдаленно напоминало бы применяемую жамбылскими газовиками методику определения работоспособности счетчиков. Напомним, согласно этой инструкции контролер должен включить горелку газовой плиты на малом горении и засечь время, а потом при помощи выработанной компанией формулы определить годность или негодность счетчика. При этом тот факт, что приборы учета были сертифицированы в официальных лабораториях и на них имеется гарантия завода-изготовителя, жамбылскими газовиками не берется во внимание.

Средства измерения

— В акте мы указали, что инструкция противоречит методике определения соответствия данных приборов, так как ни одна горелка не является эталоном для измерений, расход каждой не может быть стабильным, — говорит государственный инспектор департамента Талгат Тастанбеков. — Другой существенный аргумент — давление газа в газопроводах при этом тоже бывает различным. То есть если топливо уже изначально идет под низким давлением, то ваш счетчик в этот момент не накрутит столько, сколько требуется по инструкции!

Еще одно грубейшее нарушение — это секундомеры мобильных телефонов, которые контролеры используют при вычислениях по своей формуле. По мнению инспекторов, газовики применяют их в работе незаконно: телефоны не являются средством измерения, так как не значатся в реестре государственной системы обеспечения единства измерений.

— Проверку счетчика на определение порога чувствительности и ее погрешность может провести только аттестованный эксперт-поверитель, — продолжает Т. Тастанбеков. — Согласно СТ РК 2.4-2007 (один из государственных стандартов республики) их поверяют на специальных установках, где регулируются такие параметры, как давление, время, объем, а измерения проводятся на поверенных эталонах.

А вы уверены, что ваш счетчик в полном порядке?

В результате областной департамент техрегулирования и метрологии вынес, наконец, долгожданное для потребителей решение: руководству ТОО «Информационный центр Тараз» приостановить использование инструкции по определению работоспособности приборов учета и привести ее в соответствие с Законом РК «Об обеспечении единства измерений».

Надо сказать, что данный пункт в итоговом документе оказался единственным — ни о каких штрафных санкциях или возврате ранее выписанных сумм для населения не было и речи. Как выясняется, штрафы за подобные нарушения в Административном кодексе РК не предусмотрены, а перерасчет потребители вправе потребовать в частном порядке, обратившись с претензией к монополисту либо в судебные органы.

Но, как говорится, и на этом спасибо. Ведь сотрудники департамента попытались защитить права десятков тысяч потребителей.

Контратака монополиста

Казалось бы, можно порадоваться коренному перелому в возникшей ситуации. Тем более что ТОО «Информационный центр Тараз» согласилось с итогами проверки безусловно. Уже через пять дней после полученного предписания директор предприятия Дархан Алибаев подписал распоряжение, согласно которому все городские абонентские участки и группу по работе с коммунальными бытовыми предприятиями обязали немедленно приостановить применение вышеназванной инструкции до приведения ее в соответствие с Законом РК «Об обеспечении единства измерений».

Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Спустя некоторое время в департамент техрегулирования приходит письмо уже от Жамбылского филиала АО «КазТрансГаз Аймак». В нем руководство компании требует отозвать предписание государственных инспекторов под тем предлогом, что инструкция для контролеров не является методикой, а потому рассматривать ее сквозь призму Закона РК «Об обеспечении единства измерений» нельзя. То есть, подумав, газовики решили не сдавать свои позиции и твердо бороться за возможность производить перерасчет для своих абонентов и в дальнейшем.

— Сейчас мы анализируем доводы газовиков, — говорит Т. Тастанбеков. — В своем письме они подчеркивают, что обратились за разъяснениями в Казахстанский институт метрологии. Там ответили, что инструкция предприятия не подлежит регистрации в Реестре государственной системы обеспечения единства измерений. Нам предстоит выяснить, насколько юридически обоснованна позиция компании «КазТрансГаз Аймак» и насколько полно раскрыта ими суть инструкции перед институтом. Ведь туда они сообщили, что разработали данный документ «для внутреннего пользования». Но вы, наверное, и сами понимаете, что это, мягко говоря, не совсем так. Документ стал камнем преткновения для всех потребителей, он касается всех абонентов. Какое же тут «внутреннее пользование»?

Смутные сомнения

Кроме этого, по-прежнему спорным является тот самый пункт о том, что газовики направляют предложения для поверки в случае «сомнения в правильности показаний счетчиков».

— Как контролеры понимают слово «сомнения»? — задается вопросом Т. Тастанбеков. — Согласитесь, под эту формулировку можно подвести всех абонентов. В акте по итогам проверки мы указывали, что согласно утвержденной инструкции фактически речь идет об измерениях. А если так, то прохождение метрологической аттестации и регистрации в реестре госсистемы в данном случае необходимо. В любом случае наш департамент попытается вынести справедливое и юридически обоснованное решение.

Еще один немаловажный момент: институт указывает, что при разработке методики вычисления измерений необходимо руководствоваться нормативными документами СТ РК 2.18 и ГОСТ 8.010. Тогда возникает новый вопрос: соответствует ли выработанная инструкция данным документам? Словом, противостояние газовиков с контролирующим органом может перетечь в новую фазу.

Абоненты, объединяйтесь!

Пока суть да дело, монополист продолжает выявлять погрешности в приборах учета у своих абонентов. Недавно в лигу потребителей «Кыран» поступило еще три заявления от жителей Тараза, которые обращают внимание на сомнительные действия контролеров и компании «КазТрансГаз Аймак».

— Уже не знаю, что делать, — разводит руками руководитель лиги Науатбек Иманбеков. — Данный вопрос я регулярно поднимаю на различных круглых столах и совещаниях с участием монополистов и контролирующих органов. Увы, добиться адекватной реакции от них я пока не могу — все обещают взять дело под контроль, но не делают этого.

По мнению защитника прав потребителей, проблема в том, что абоненты действуют разрозненно. Им бы уже пора объединиться в одну группу, куда входили бы компетентные специалисты и представители госорганов, чтобы сообща провести работу в данном направлении. Тогда потребителей наконец услышат не только в метрологическом департаменте, но и в прокуратуре.

Кстати, почти всегда после предложения контролеров пройти поверку в лаборатории ТОО «Таразконтрольприбор» подтверждается погрешность счетчиков. Однако один из потребителей по нашей просьбе произвел поверку забракованного ранее прибора учета в другой лаборатории — Национального центра экспертизы и сертификации. Тогда у счетчика не было выявлено никакой сверхдопустимой погрешности, он был признан пригодным. Так почему же никто не заинтересовался этим фактом?

— Потребителю, который обнаружил данное несоответствие, следовало бы сразу же написать заявление в компетентные органы, — считает Т. Тастанбеков. — Но один пример — еще не доказательство. Следует провести все же ряд параллельных поверок в нескольких лабораториях, тогда результаты могут стать предметом расследования правоохранительных органов.

Словом, потребителям, чьи счетчики в одной лаборатории признаны непригодными, рекомендуется пройти повторную поверку в другой организации. Хотя бы, так сказать, для самоуспокоения.

Пока же мы ждем развязки ситуации вокруг акта госинспекторов.

Шухрат ХАШИМОВ

Комментарии закрыты.