The news is by your side.

Желаемое и действительное

Почему инвалиды не могут трудоустроиться

Председатель молодежного общества инвалидов Руслан Тулегенов считает своей главной задачей дать веру человеку с ограниченными возможностями, что он может жить полноценной, независимой жизнью. В самой организации 90 процентов работников — инвалиды. 

— Руслан, как инвалид может полноценно жить в социуме, если у него нет возможности для самореализации?

— Возможности есть, если есть желание. Признаюсь, что среди нас встречаются трутни, которые не хотят учиться и работать, а ждут подачек. Таких я называю «кудайтамакчики». Как накроют где-нибудь стол, они тут как тут. Других наше объединение пытается вытащить «из подполья», мы стараемся создать возможности для самореализации. Человек в любом состоянии должен держать себя достойно и наполнить свою жизнь смыслом.

Более семи лет тому назад, в мае 2005 года, мы подняли вопрос об открытии бюро по трудоустройству людей с ограниченными возможностями при нашем объединении. Думали, что начнется бум, от желающих отбоя не будет. На деле работодателей оказалось больше. Они просили меня: «Дай хорошего бухгалтера, есть место для профессионального программиста», но специалистов среди нас не было. Тут мы задумались и решили сделать упор на образование.

— Вы же смогли получить два диплома: один — экономиста, второй — юриста. Что мешает это сделать другим?

— Мне удалось отучиться в колледже и университете. В 2003 году благодаря гранту акима области смогли поступить в вузы пять инвалидов, вместе со мной учились в Таразском государственном университете мои товарищи Мурат Абдумомынов и Нурлан Оразбеков. М. Абдумомынов возглавляет общественную организацию молодых инвалидов в Астане, Н. Оразбеков работает юристом в Алматы. В сентябре 2005 года три девушки получили образовательные гранты фонда Ержана Татищева на обучение в педагогическом колледже. Всего с 2005 года получили среднее специальное и высшее образование 20 молодых людей с ограниченными возможностями, которые сейчас работают бухгалтерами, экономистами, логопедами-дефектологами, врачами.

В прошлом году директор колледжа «Болашак» Канат Аскаров сам пришел в нашу организацию и предложил обучить бесплатно двоих ребят. Мы очень ему благодарны. Если бы каждый руководитель учебного заведения нашей области смог помочь хоть одному инвалиду, то было бы здорово.

Я хочу подчеркнуть, что состоятельные люди в нашу организацию не входят, только социально незащищенные, которым нужна та самая удочка, благодаря которой они смогут себя прокормить.

Есть еще один аспект, который мешает получению диплома, — домашнее обучение, его даже с натяжкой нельзя назвать полноценным. Как дети могут сдать Единое национальное тестирование, когда один учитель преподает несколько предметов? При этом без базового образования невозможно получить профессиональное. Как человек с ограниченными возможностями может влиться в общественную жизнь, если с детства находится «в резервации»? Без образования инвалид не может заработать себе на пропитание, я уже не говорю об активной общественной жизни. Человек должен овладеть специальностью или хотя бы навыками какой-нибудь профессии. Если даже он окончит школу, то денег для дальнейшей учебы, как правило, нет. Ну, допустим, есть у него диплом, но такие косвенные причины, как отсутствие пандусов, поручней, специального транспорта, ограничивают возможности добраться до рабочего места.

— Что предлагаете вы?

— Мы не только говорим об инклюзивном образовании. При нашем объединении существует школа для будущих первоклашек, которую мы открыли в декабре 2011 года, где учатся дети-инвалиды и дети инвалидов с пяти-шести лет. Преподавателей берем на конкурсной основе. Так вот, наша задача — убрать барьер, определить наших маленьких выпускников в общеобразовательные школы. Я абсолютно уверен в том, что дети с синдромом Дауна способны обучаться в обычных школах. Глядя на них, не скажешь, что они отстают в развитии, они просто другие. Ребенку-инвалиду, даже самому «тяжелому», важны контакт со сверстниками, совместные игры, занятия, общение. В этом учебном году я прошу городской отдел образования троих наших ребятишек определить в обычную школу.

— Вы согласитесь с тем, что для необычного по общим меркам ребенка нужно создать особые условия? Помимо бытовых условий, особый морально психологический климат?

— Безусловно, ребенок должен пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. Но только дело в том, что часто она бывает чересчур пристрастной. Мы опять вернулись к началу разговора. Без получения качественного образования наравне со здоровыми детьми невозможно получить востребованную профессию, а тем более полноценно адаптироваться в социуме. От совместного обучения выигрывают и здоровые дети, которые с раннего детства получают уроки милосердия, сострадания, отзывчивости и взаимопомощи. Только так мы можем решить проблему социальной адаптации инвалида в обществе.

Сауле СЕЙДАХМЕТОВА

Комментарии закрыты.