The news is by your side.

Жить по-новому

Уровень обслуживания пассажиров на нашем железнодорожном вокзале далек от совершенства

Транспортная реформа глазами жамбылцев

Как уже сообщала газета «Знамя труда», в этом году в Казахстане стартовала грандиозная транспортная реформа. Главная ее цель — обслуживать граждан республики на высоком уровне. Но реально ли выполнить новые правила перевозок и обслуживания пассажиров? Обращения в редакцию газеты говорят о том, что жамбылским транспортникам будет нелегко перестроиться.

 

Не высший разряд

Напомним, по замыслу реформаторов из Министерства транспорта и коммуникаций РК, должны наконец исчезнуть длинные очереди у касс, неуютные вагоны без вентиляции и отопления, устаревшие автобусы. В зависимости от классности вокзалы должны быть обеспечены комнатой матери и ребенка, медпунктом и аптекой, доступом к высокоскоростному Интернету и системе Wi-Fi, платежными терминалами. Все пункты сервиса должны работать круглосуточно и быть доступны для людей с ограниченными возможностями. По новому регламенту все объявления на вокзалах должны звучать не только на казахском и русском языках, но и на английском.

Новые правила вступили в силу с 1 января текущего года, но в Таразе пока признаки реформы незаметны. Взять, к примеру, железнодорожный вокзал. Здесь уровень обслуживания далек от совершенства. Таразец Кокен Оршабеков рассказывает, что недавно ему пришлось встречать поезд, который прибывал на станцию около трех часов ночи.

— Нас встретил забитый людьми и багажом первый этаж вокзала, — говорит он. — Зал ожидания находится на втором этаже, но это создает неудобства для пассажиров и сопровождающих. Ведь не каждый человек пожелает подняться с сумками и баулами наверх, когда скоро прибывает состав. Но мы поднялись. В зале было немноголюдно, и вот почему: там установлены железные скамейки, твердые и холодные. Но самое интересное началось потом, когда объявили о прибытии поезда. Сначала сообщили, что нумерация вагонов начинается с головы состава. Люди стали пробираться к нужным им местам. Но как только поезд остановился, диктор поправила: нумерация начинается с хвоста! Представляете, что тут началось? Люди со своим багажом ринулись обратно от головы состава к хвосту и наоборот, при этом мешая друг другу. Кое-как дошли до своих вагонов! Я решил разобраться с этим «приколом» и подошел к операторам. Они объяснили, что диктор… «ошиблась».

Правда, представители вокзала принесли возмущавшимся людям свои извинения, но это стало слабым утешением, — заметил К. Оршабеков.

Не вызывает оптимизма и нынешнее состояние аэропорта. До сих пор не введен в эксплуатацию новый терминал. Потому говорить о повысившемся уровне обслуживания также не приходится.

Что касается автовокзалов, то, как пояснили в городском отделе ЖКХ и автомобильного транспорта, в данное время более или менее соответствует стандартам тот, что находится на областном центральном рынке по улице Аскарова. Однако читательница газеты Гюзаль Асламова отмечает:

— Я приехала сюда на автобусе из Астаны, там билеты можно приобрести по Интернету. Сделать то же самое в Таразе до сих пор нельзя. А жаль. Ведь время уже диктует подобные условия.

 

Потерпите немного

Не все гладко и с городским транспортом. Пока водители автобусов все так же устраивают гонки, говорят по сотовым телефонам и даже курят. Недавно произошел вопиющий случай. На дороге столкнулись два маршрутных автобуса компаний «Экспресс» и «Керуен», в результате четверо пассажиров получили травмы. Одну женщину с порезами лица пришлось госпитализировать. В ходе разбирательства выяснилось, что с начала года между автобусами двух этих компаний произошло уже несколько столк-новений.

Тщетно пытаются ввести городские власти и единую форму для всех водителей автобусов, а также билеты для выдачи пассажирам. Эти правила автоперевозчики игнорируют, мотивируя нехваткой средств.

Не обходится без сложностей и в другом вопросе. Так, городские власти поставили перед автоперевозчиками задачу: в этом году изжить с маршрутов однодверные автобусы. Недавно они расторгли контракт с автоперевозчиками, которые обслуживают маршрут № 7. На замену неудобным однодверным автобусам запустили новые машины другой компании. Однако прежние владельцы маршрута действия городского отдела ЖКХ оспорили в судебном порядке, и в результате на линию вернулись старые автобусы.

Впрочем, в акимате не намерены отклоняться от курса. Чиновники считают, что в целом процесс обновления автобусного парка в городе идет неплохо. В 2012 году перевозчики приобрели 170 новых автобусов, в прошлом году — 110. А за последние пять лет городской автобусный парк Тараза обновился на 70 процентов. Сегодня в областном центре 580 автобусов, из них 385 новые.

— С утверждением новых правил перевозок пассажиров мы стали жестко контролировать работу водителей общественного транспорта, — говорит заведующий сектором отдела ЖКХ Калабек Момынов. — Но в то же время сами руководители автопарков должны проводить ежедневный осмотр автобусов на предмет их технического состояния. Совместно с дорожной полицией мы проводим рейды по соблюдению водителями вышеназванных правил вкупе с правилами дорожного движения. За различные нарушения с начала года мы привлекли к ответственности 47 водителей автобусов. Главным образом нас не удовлетворило техническое состояние машин — грязные лобовые стекла и салон, битый кузов. Нарушителей отстраняют от работы на несколько дней, пока они не приведут в порядок транспорт. Полиция же оштрафовала более 150 водителей за нарушение правил дорожного движения. Так что в этом году наша задача — укрепить дисциплину водителей.

Но говорить о кардинальных переменах в сфере общественного транспорта, видимо, пока рановато. Если учесть, что недавно на территории нашей области произошла еще одна жуткая авария с участием шымкентского автобуса (в ней погибли девять человек), то можно констатировать: в соседнем регионе новые правила перевозок пассажиров тоже не соблюдаются. Иначе были бы приняты меры для обеспечения отдыха водителя из Южно-Казахстанской области, сидевшего за рулем китайского автобуса. Как сообщили в областном ДВД, именно он, по предварительной версии, может быть виновником аварии, так как выехал на полосу встречного движения. Ему всего 24 года. Проходил ли он специальную стажировку и работал ли вообще до этого на внутригородских маршрутах, сейчас выясняет следствие.

Шухрат ХАШИМОВ,
Виктор БАРБАШ (фото)

Комментарии закрыты.