The news is by your side.

Жизнь онлайн. Насколько информатизированы наши будни?

Насколько информатизированы наши будни?

Информатизация всегда была одним из приоритетов нашего государства, а в связи с эпидемиологической ситуацией последних двух лет приобрела еще большее значение.

Данные о развитии информационно-коммуникационных технологий в области за прошлый год, предоставленные департаментом статистики, говорят о том, что нам еще есть куда развиваться.

Количество отчитавшихся организаций за 2020 год составило 3009 единиц. Из них использовали компьютеры 77,2 процента, имели доступ к Интернету 73 процента и только 6,2 процента организаций использовали облачные IT-услуги.

Из числа 459 организаций государственного управления использовали компьютеры 98,9 процента, имели доступ к Интернету 95,6 процента и лишь 6,1 процента использовали облачные IT-услуги.

В организациях использовалось 28730 компьютеров, из них подключенных к Сети 76,8 процента. Из общего числа компьютеров организациями государственного управления были использованы 7352 компьютера, из них подключенных к Интернету — 71,3 процента.

Общая сумма затрат организаций на информационно-коммуникационные технологии составила 2347,9 тысячи тенге, в том числе организаций государственного управления — 967,1 тысячи тенге.

Основная доля организаций, использующих Интернет для связи с государственными органами, приходится на получение информации — 83 процента, электронную отправку заполненных формуляров — 64,1 процента, загрузку (скачивание) формуляров — 53,1 процента.

Что касается информатизации населения, то такие данные содержит сборник «Развитие связи и информационно-коммуникационных технологий в РК за 2015-2019 годы», опубликованный Бюро национальной статистики. В нем аккумулированы информация о работе предприятий связи и результаты статистических наблюдений за домашними хозяйствами. Метод, который использовался для исследования семей, — анкетирование. В нем приняла участие 21 тысяча семей.

Так, согласно данным Бюро нацстатистики, в 2019 году доля домашних хозяйств, имеющих доступ к Сети, была равна 90 процентам, тогда как в 2015 году показатель был на уровне 82 процентов. Основными целями использования Интернета дома являются общение (обмен мгновенными сообщениями), размещение информации (75 процента опрошенных), скачивание фильмов, музыки, игр (63,6 процента респондентов), 12 процентов опрошенных сообщили, что читают онлайн-газеты, журналы, электронные книги. Для образовательных целей Всемирную сеть используют 14,7 процента, онлайн-курсы проходят 4,6 процента респондентов. В Нур-Сулатне показатель отличается от среднего по Казахстану — в 49 процентов столичных домохозяйств члены семей обучаются в Интернете.

Лишь в каждой пятой семье (19 процентов) Интернет используют для покупки или заказа товаров и услуг. Наиболее активно этот процесс идет в крупных городах: Нур-Султан (29 процентов), Алматы (27 процентов), наименее — в Восточно-Казахстанской (8,5 процента), Алматинской, Атырауской (11 процентов) областях. Чаще всего казахстанцы покупают продукцию посредством e-торговли у отечественных продавцов (77 процентов). Треть опрошенных семей делают онлайн-заказы на торговых площадках стран СНГ.

В рейтинге наиболее популярных товаров, покупаемых через сеть, на первом месте одежда, обувь и спорттовары. 60 процентов опрошенных подтвердило это лидерство. Продукты питания заказывают через сеть 29 процентов.

Если в столице, Мангистауской области более 70 процентов респондентов привыкли заказывать еду онлайн, то в Туркестанской области — 53 процента, а в Кызылординской — всего три процента, в Шымкенте — пять процентов, в Восточно-Казахстанской области — шесть процентов.

Другими популярными онлайн-покупками являются лекарства (19 процентов), товары для домашнего пользования (15 процентов), фильмы, музыка (14 процентов).

Половина опрошенных сообщила, что в месяц тратит на покупки в Сети от пяти до 25 тысяч тенге. Каждая четвертая семья — 25-50 тысяч тенге. Свыше этой суммы выкладывают за товары из Интернета 12,7 процента респондентов. 40 процентов из числа опрошенных семей подтвердили, что оплачивают покупки банковской картой или наличными курьеру уже при доставке, 22 процентов домохозяйств пользуются услугой оплаты путем банковского перевода.

Количество семей, которые испытывают какие-либо проблемы при онлайн-заказах, невелико. Лишь пять процентов пожаловались на низкую скорость доставки, три процента столкнулись с техническими неполадками ресурсов при оплате, 2,5 процента из числа опрошенных получили некачественные или поврежденные товары. О мошенничестве в Сети (продукт не получен, зафиксировано злоупотребление данными кредитной карты) говорят 0,9 процента респондентов.

Айгуль МАХМУДОВА

Комментарии закрыты.