The news is by your side.

Жизнь сквозь объектив. Он ищет то, что вдохновляет

Он ищет то, что вдохновляет

В наше время существует изобилие не только товаров, но и профессий. Молодое поколение, которое стоит на пороге взрослой жизни, пребывает в растерянности, не зная, на какой путь встать. Возможно, история Дмитрия Азизова откликнется эхом в молодом сердце или окончательно закрепит решение о выборе профессии.

— Дмитрий, когда и как взяли в руки видеокамеру?

— Начну с того, что по натуре я человек творческий. До армии шесть лет трудился во Дворце культуры «Современник», что в Ставропольском крае, в разных амплуа: диджеем, пел в вокально-инструментальном ансамбле,
даже стал лауреатом нескольких рок-фестивалей. Мой отец работал заместителем начальника стройуправления ГРЭС по снабжению в Джамбуле, и наша семья жила по всему Союзу, где строились электрические станции. Это были командировки, длившиеся годами. Поэтому мы оказались на Ставрополье. Когда в 1992 году я вернулся из армии в Джамбул, то папа устроил меня сантехником в Таласскую СПМК. Там был тяжелый физический труд, но, несмотря на это, я ходил по цеху и напевал песни. Когда снимали видеоклип на песню «Сиреневый туман» в ДК «Химпром» с моим участием, мой знакомый Максат Салыков, к сожалению, ныне покойный, позвал меня на областной канал ЖТД, подкупив тем, что там творчество. Так в 1994 году я узнал, что такое видеокамера и телевидение изнутри. Но оператором сразу не стал: первые шесть месяцев работал осветителем, осваивая азы работы в студии. Лишь набравшись опыта, был допущен к видеокамере.

— Когда окончательно приняли решение связать жизнь с профессией оператора? Как к этому отнеслись родители?

— Как такового решения связать жизнь с камерой не было. По сей день развиваюсь в абсолютно разных направлениях — режиссер-оператор, режиссер-постановщик, снимаюсь в рекламных роликах, пишу песни, стихи, занимаюсь вокалом. Я не ограничен только съемками, хотя, признаться, с камерой практически не расстаюсь. И когда меня встречают знакомые, то спрашивают: «А где она?». И это не про жену (смеется). Затем стало скучно просто снимать. Начал размышлять над тем, как правильно ставить кадр, выстраивать людей на площадке, писать сценарии. Чтобы это был не набор картинок, а осознанно, оправданно, интересно, так как любой фильм должен отталкиваться от сверхзадачи, идейности. Считаю, что это ценится в мире больше всего. Как к моей работе отнеслись родители? Папа долгое время не воспринимал мою профессию оператора и увлечение музыкой серьезно. Для него серьезно — это технические сферы. Но поменял он свое мнение лишь тогда, когда я начал приносить деньги в дом.

— Дмитрий, вы оканчивали какие-нибудь курсы, вуз или обучение пошло сразу на производстве?

— Руководство ЖТД сначала отправило меня в Москву, в Останкино, на двухмесячные курсы. Затем бросили сразу в «бой»: сказали, что нет оператора, а нужно было записать интервью с акимом. Вручили видеокамеру, и вперед. Естественно, я много наблюдал, как работают другие, высматривал детали из кино, телепрограмм, общался со специалистами. Первые три года много ездил по области. Это была практика, практика и еще раз практика. Днем был в разъездах, вечером пел в ресторане. Позже Жанна Сабирова, которая ныне является арт-директором Розы Рымбаевой, а тогда была автором многих программ, выходивших на областном телевидении, настояла на том, чтобы я получил образование. Так я поступил в Казахскую нацио­нальную академию искусств имени Жургенова. Отработав более пяти лет оператором, не видел смысла поступать на ту же специальность, так что очно поступил на режиссера театра и кино. Параллельно работал в первых казахстанских телесериалах «Перекресток» и «Саранча». Это был фундаментальный опыт, научивший меня композиции, работе в команде, а все потому, что в этих телесериалах была применена технология, поставленная специалистом из Великобритании. Данная технология была введена по всему миру для формата телесериалов. К сожалению, сейчас она устарела. А тогда, узнав о ней, я понял, что ничего не знаю о своем деле.

— За какую вашу работу в качестве оператора получили первый гонорар?

— Первую зарплату на телевидении мне выплатили 20 июля 1994 года сахаром в мешках. Учитывая нынешнюю ситуацию с сахаром в стране, многие наверняка не отказались бы получить зарплату в таком виде (смеется). Но тогда я не знал, что с ним делать.

— Какими работами вы гордитесь?

— Ставшими знаковыми. Цикл разных телепрограмм на Жамбылском телевидении, еще документальный фильм «Робинзон с гор Каратау» — о человеческих ценностях, силе воли, жизни вдали от цивилизации, естественно, мой дипломный фильм «Мышеловка». На самом деле было много работ — от рекламных и агитационных роликов предвыборных кампаний депутатов до самых известных отечественных кинокартин, где я познакомился с Аканом Сатаевым, президентом АО «Казахфильм». Вначале снялся у него в рекламе, затем он стал создавать кино, одним из которых был нашумевший «Рэкетир», а я стал снимать практически все фильмы о фильмах на протяжении 17 лет. Мне интереснее не само кино и не снимать кино, а то, что происходит с людьми за кадром. Как они мучаются с фильмом, как вынашивают идею, репетируют роли, как переживают актеры, режиссеры, их связка между собой. То есть для меня лично в профессии все самое живое и настоящее происходит до команды «Мотор!» и после команды «Стоп, снято!». Меня цепляют эмоции настоящие, а не сыгранные в кадре.

— С какими еще известными людьми довелось поработать?

— В этом плане считаю себя счастливчиком. Это вся отечественная классическая эстрада. Роза Рымбаева, с которой мы познакомились около 20 лет назад. Мы с Розой Куанышевной с гастролями объехали весь Казахстан, трижды с концертами были в Москве. С Дмитрием Нагиевым снялся в фильме «Два пистолета. Неуловимый бриллиант», в рекламе — с Иваном Охлобыстиным. Поработал с Бибигуль Тулегеновой.

— Какой график работы у оператора вашего уровня? Хватает ли времени на личную жизнь?

— Большинство операторов могут просидеть по 30 лет в одной студии, то есть быть дежурными операторами. У таких — стандартный график, как и у всех. Что касается меня, то не люблю сидеть на одном месте и заниматься одной рутиной. Я фрилансер, у меня своя бригада специалистов, с которыми регулярно работаем. Иногда я просто один из 10 операторов на производстве фильма. 20 лет назад открыл ИП, которое активно по сей день. Живу от заказа до заказа. Сам выстраиваю свой график. Таким образом, вижу разную архитектуру, места, знакомлюсь с разными людьми. Я человек шустрый: стараюсь успевать все, что планирую.

— Что самое сложное в вашей профессии? А что — самое приятное?

— Самое сложное — это подготовка к тем условиям, где будут проходить съемки, обдумывание плана, как отснять материал, создать сценарий. Предположим, реклама для сети магазинов «Сулпак». Как правило, мы снимаем ночью, пока нет покупателей. Случается, что съемки какой-нибудь рекламы могут затянуться на двое суток с перерывом на сон в пять часов. Еще сложность заключается в том, что если это репортаж с места происшествия, то ты не знаешь, что тебя ждет. Ну а самое приятное – пожинать плоды своего труда, понимать, что ко многим хорошим работам ты имеешь прямое отношение.

— Дмитрий, а над какой картиной или проектом работаете сейчас?

— Одновременно веду несколько работ: снимал конгресс кардиологов в Алматы, небольшое дополнение к интервью о проекте «Томирис» с Аканом Сатаевым, выпускной вечер, программу которого подготовил я, — все это нужно монтировать. Еще веду курсы по видеоблогингу.

— Какие первые шаги необходимо сделать, чтобы простому парню или девушке стать не тик-токером, не блогером, а именно кинооператором?

— Во-первых, смартфон — обалденное решение. Как «пробник» к кинопроизводству. Есть даже кинофестивали, на которых показывают фильмы, снятые на смартфон. Во-вторых, смотреть, впитывать, анализировать фильмы — как современные, так и классику. Выбирать знаковые работы не по популярности с набором голосов зрителей, а по оценке профессионалов. В-третьих, выбрать грамотного наставника, как минимум походить месяц на курсы. Там и основы композиции, работа со светом и так далее.

— Какие качества должен выработать в себе начинающий оператор?

— Скажем, едешь на интервью к человеку, заранее узнай о нем. Уже на месте осмотрись: какие книги у него на полках, какие висят картины, то есть надо понимать, что ты можешь подснять для этого интервью. Если он рассказывает о статье закона, ты можешь запечатлеть кодекс у него на столе или в шкафу. Если он говорит об отношениях между Казахстаном и Турцией, ты можешь подсмотреть у него флажки, значки, вымпелы. Готовиться и высматривать. А если приехать и снимать у него одни очки на столе, тогда лучше оставить это дело. Работа оператора — это искусство подробностей. Если из деталей правильно составить картинку, то, быть может, это расскажет о человеке больше, чем то, что произнесет он сам. В художественных фильмах детали выстраиваются, в документальных — ловятся.

— Что посоветуете выбравшим профессию оператора?

— Лучше дам совет всей молодежи. Если вы по-настоящему «болеете» каким-то делом, то это дар свыше. А если за это еще и платят, то не это ли счастье? Так что ищите то, что будет вдохновлять, что подвигнет вас на хорошие дела.

— Ваш девиз по жизни?

— Вечный поиск. Как бы это банально ни звучало, я постоянно что-то ищу, постоянно подчеркиваю что-то новое, всегда чему-то учусь, несмотря на свой опыт. Меня это подпитывает, чтобы шагать дальше.

Беседу вел Бахром АСИМОВ

Комментарии закрыты.