The news is by your side.

Зомби в доме

Компьютерная зависимость как заболевание

Времена, когда дети целыми днями гоняли мяч или играли в прятки, разбегаясь по всей округе, прошли безвозвратно. Сегодня вместо реальных друзей они в лице компьютера нашли себе виртуального друга — стоглазого, сторукого, который может все: победить дракона, оживить вампира, клонировать войско жутких вурдалаков, и все эти чудища по мановению одного лишь пальчика служат им — маленьким и всемогущим девчонкам и мальчишкам. 

Мы попытались выяснить у специалистов, насколько опасен для детского здоровья этот напичканный электронными мозгами псевдодруг. Первый собеседник — невропатолог, специализируется на выявлении отклонений от норм физического развития и возвращает детям утраченное здоровье. Второй — психиатр, как правило, врачует разум, но вернуть его на место порой бывает уже невозможно. Третий — психолог, он может почувствовать и правильно понять тонкую детскую душу, исподволь, ненавязчиво направить течение мыслей и действия в нужное русло.

Сегодня благодаря комментариям этих специалистов мы попробуем проследить последовательность взаимосвязи компьютер — здоровье — психика и понять, насколько опасна эта цепочка для ребенка, что мы упускаем в воспитании детей и почему общению с людьми они предпочитают общение с машиной.

Галина Устюгова, невропатолог городской детской больницы:

— Если ребенок или подросток целый день загружен в школе, вечером подолгу находится за компьютером, то проблемы со здоровьем у него определенно есть. Прежде всего падает зрение и возбуждается нервная система. А это значит, что он плохо спит, становится раздражительным, двигательная активность снижается. Вместо того чтобы общаться со сверстниками, гулять на свежем воздухе, развиваться физически, ребенок, играя в помещении в компьютерные игры (хотя игры тоже разные), отгораживается от внешней среды: от членов семьи, от друзей.

Проблема «компьютер — ребенок» — это не только проблема невропатологов. Она общая, и самое непосредственное отношение к ней имеют психологи, психиатры, педагоги. Мы как врачи-невропатологи видим уже патологические осложнения игромании: головные боли, неврозы, тики, какие-то навязчивые движения.

Долгое пребывание у экранов телевизоров и мониторов компьютеров лишь усиливает эти осложнения и может спровоцировать телевизионные или компьютерные судороги. И тогда ребенку зачастую нельзя находиться на жаре, слушать музыку в наушниках, так как все это — стимуляция к очередному приступу. Есть световая стимуляция экранов. Для детей, предрасположенных к судорогам, любой из этих факторов становится провоцирующим.

Немалую роль играет возраст. В период полового созревания организм подростков испытывает большие нагрузки, на фоне усиленного роста резко меняется гормональный фон. И хотя это не связано с электрической напряженностью мозга, нервная система становится лабильной (неустойчивой). В это время могут проявиться скрытые болезни: судороги, головные боли, нарушение полового развития, вегетососудистая дистония, при нарушении обменных веществ может развиться ожирение, возможна эпилепсия. А управляет нервной и сосудистой системой, гормональным фоном и давлением гипоталамическая область головного мозга. Так что все взаимосвязано и лабильно. Поэтому в подростковом периоде очень важно уделять внимание физическому развитию ребенка, спорту, чтобы психологически он не был зомбирован у телевизора и компьютера. Нынешние дети уже с двух-трех лет начинают постигать азы компьютерной грамотности. С одной стороны, это развивает, с другой — вредит, ведь два часа в день у монитора могут испортить зрение, спровоцировать нежелательные состояния. Однако все валить на компьютер — неправильно. Главный акцент следует делать на разумную меру.

Галия Елимбаева, психиатр, заведующая отделением областного психоневрологического диспансера:

— Наиболее подвержены риску компьютерной зависимости дети от 10 до 18 лет. В этот период идет так называемая первичная социализация подростков, формируются их психика и мировоззрение. Чрезмерное пребывание за компьютером в это время способно нарушить такие психические свойства, как коммуникабельность, открытость, желание общения, чувство сострадания. У подростков это приводит к замкнутости, утрате интереса к социальной жизни, нарушению межличностных отношений. То есть проблема формирования компьютерной зависимости является действующей, важной и социально значимой. Человечество с каждым днем все глубже погружается в социальные сети, все больше и больше людей становится психологически зависимыми от компьютера и компьютерных игр. Это проблема, и можно только предполагать, к чему она приведет. Поэтому уже сегодня мы должны задуматься о нависающей угрозе. Разные научные дисциплины должны объединиться в этой области, а психология — стать во главе исследований психических аспектов взаимодействия человека с компьютером.

Единственный на данный момент проверенный способ не дать ребенку оказаться в зависимости от компьютера — это привлечь его к процессам, не связанным с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры не стали заменой реальности. Надо показать растущему человеку, что помимо электронного друга существует масса других интересных развлечений, которые помогают не только пережить острые ощущения, но и тренируют тело и нормализуют психическое состояние.

В первую очередь насторожить родителей, натолкнуть их на подозрения, что компьютер дурно влияет на здоровье ребенка, может быть нарушение сна. Ребенок становится чрезмерно возбудимым, раздражительным, говорит на одну тему. Он отстранен, теряет интерес к окружающему, учебе, к общению, друзьям, не выходит на улицу, не играет в детские игры. Он весь погружен в свой нереальный мир, увлеченно говорит лишь о компьютерных играх, о смерти, ужасах, насилии. Девочки теряют интерес к нарядам, шопингу. Они становятся холодными, черствыми по отношению к близким, теряют чувство сопереживания, их тянет бесцельно бродить по улицам, они часами пропадают в компьютерных клубах. Поэтому если вы заметили у своих детей проявления таких черт характера, необходимо срочно начать их мотивировать, убеждая в том, что компьютерные игры — это только часть жизни, что в ней есть и другие интересы: реальное общение, спорт, учеба, друзья. Если не можете справиться с проблемой сами, обязательно приведите ребенка к психологу или психиатру, потому что на фоне компьютерной игромании могут появиться невротические или психические расстройства, и тогда ему уже понадобится наблюдение или лечение у специалиста.

Татьяна Куроедова, психолог-консультант, психотерапевт Единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы:

— Игровая зависимость рассматривается как средство ухода от многообразия реальных возможностей и выборов, которые предоставляются ребенку. Во-первых, он получает удовольствие от компьютерной игры. Во-вторых, не надо реализовывать себя: в игре можно быть и героем, и суперпобедителем, и добиваться результатов, не меняя при этом собственной жизни. Поэтому постепенно ребенок уходит в эту иллюзию. В детском возрасте вообще свойственно жить в иллюзорном мире. Задача взрослых — помогать взрослеть и учить адаптироваться к новым условиям, к новым вызовам, которые делает жизнь в каждый возрастной период.

А тянет детей к компьютеру то, что реальность пресна и скучна, уходом в виртуальность они компенсируют возможность учиться оживлять и раскрашивать разноцветьем свою жизнь. Это ведь проще: не надо прилагать усилий, нажал на кнопку — и уходи в мир виртуальной игры.

У подростков иерархия ценностей, на которую может опираться взрослый человек, еще не сформирована, а понимание, что такое хорошо и что такое плохо, к сожалению, в современном мире все больше становится размытым. В итоге зло приобретает некий припудренно-присахаренный формат. Возьмите кинематограф: фильмы в основном про вампиров, мистику и мистицизм, причем герои-то превратились в хороших! Зло таким образом внутри камуфлируется, и у ребенка происходит слом: он не понимает, что для него правильно, а что неправильно, что полезно и эффективно, а что вредно. Если в нашем детстве было здорово быть космонавтом, то сейчас — вампиром. При таких размытых оценочных установках ребенок абсолютно растерян, не знает, на что ориентироваться. Поэтому и потребляет то, что открыто для широкого доступа. Это начинает эмоционально захватывать, энергетизирует и затягивает.

Подобный уход — результат отчужденности детей и родителей, которые живут по принципу «мы даём тебе все, отстань от нас, что тебе еще надо?». И формируется она на неспособности родителей как воспитателей. Со временем подобные отношения становятся нормой, поскольку это не любовь, если она компенсируется материальными благами. И тогда ребенку нужно уйти в какой-то иллюзорный мир, где он все, чего ему не хватает, может заимствовать у героев.

Раньше дети читали книги — позитивные, имеющие смысл и человеческую направленность развития. Сейчас их замещают легкими играми, несущими в себе элемент захватывающего зрелища, однако развивающий человеческий фактор в них отсутствует. Поэтому ребенок превращается в бездушное существо, которое механически занимается имитацией совершения каких-то убийственных действий, причем он отстранен от этого, отчужден, он не испытывает сочувствия и человеческого сострадания к героям. Расстрелы подростками своих одноклассников в Америке — это следствие подобных игр. Когда ребенок не имеет возможности осмысливать свои действия внутри, а просто механически их дублирует, то, совершая эти действия в игре, думает, что и в жизни можно. Но самое главное — в его внутреннем мире нет способности оценивать и предвидеть последствия своих поступков.

Игровая зависимость — один из видов ухода, второй — депрессия, которую можно рассматривать и как средство ухода от реальной жизни, и как заболевание. Ребенок уходит в игры в период подростковости — в кризисном возрасте, связанном с новым (социальным) рождением: осознанием, кто он в этой жизни, куда идет дальше, каким хочет быть. И проживание этого кризиса в первую очередь будет зависеть оттого, какими были предыдущие годы, чему его научили, насколько он самостоятелен, насколько осознаёт свою самоценность, как учили её реализовывать, какой стиль воспитания практиковали родители. Именно в кризисный момент человек остро чувствует одиночество и остается без опор. Он как цветок с оголенными корнями, вырванный из горшка. И очень важно, чтобы нашлось новое пространство, где бы он мог эти опоры опустить и жить, проходить период до следующего жизненного кризиса. Именно в подростковом возрасте происходит поиск себя, и зачастую не в этом реальном мире. Так что зависимость от компьютера — это глобальная проблема, которую рассматривают сейчас ученые всего мира.

По мнению медиков, дошкольники и младшие школьники могут проводить у монитора компьютера 30 — 40 минут в день, дети 9-11 лет — около полутора часов, время нахождения старшеклассников у монитора может быть увеличено, однако важно обращать внимание на другое — какой информацией они интересуются.

Так что выводы каждый родитель должен сделать для себя сам.

Наталья ПЕРФИЛЬЕВА

Комментарии закрыты.