Подробности

Не все легки на подъём

Не все легки на подъём

Особенности местного лифтового хозяйства

Недавно специалистами областного департамента по чрезвычайным ситуациям была проведена проверка лифтового хозяйства региона на предмет его технического состояния. По ее итогам 14 лифтов были признаны опасными для жизни людей. К административной ответственности привлечено восемь юридических и восемь физических лиц, которым в общей сложности необходимо выплатить штраф более 500 тысяч тенге.  В Жамбылской области не очень много высотных зданий, где необходимы лифты. Потому и количество их невелико - всего 143. Но они нуждаются в постоянном внимании. Что касается лифтов в общественных зданиях, то, как и остальные подъемники, они контролируются сотрудниками департамента по ЧС по Жамбылской области. - Нормативный срок службы лифта - 25 лет с начала его эксплуатации, - рассказал нам главный специалист ДЧС Кулмахан Тюлепбергенов. - В настоящее время в области из 143 лифтов 102 находится в коммунальной собственности. Они расположены в поликлиниках, больницах, административных зданиях, а также санаториях. В настоящее время в регионе 26 лифтов уже отслужили свое, но пока используются. Девять лифтов вообще изношены и требуют срочной замены. Они еще могут послужить, но только после проведения технической диагностики и выдачи экспертного заключения с определением дальнейшего срока службы. Лифтовое хозяйство - очень ответственная сфера. Она должна обеспечивать не только удобство, но и безопасность людей, пользующихся вертикальными подъемниками. Беспечность и халатность здесь непростительны. Конечно, и сами жители должны бережно относиться к лифтам, благодаря которым имеют возможность подняться на верхние этажи. Тем, чьи квартиры находятся выше пятого этажа, без вертикального вида транспорта не обойтись. Даже здоровому человеку среднего возраста трудно подняться по ступенькам пешком. А что говорить о пожилых людях и маленьких детях? Еще пять-шесть лет назад в Таразе проблема лифтов была очень актуальна, так как в большинстве высотных домов они либо простаивали, либо работали время от времени, вызывая у людей только раздражение. Сегодня, по словам главного инженера ТОО «ММК Лифт-Сервис» Дмитрия Комарова, в домах №№ 92, 93, 95, 96, 98 и 100 по улице Толе би эта проблема решена. Пять лет назад в них были заменены все лифты. С жителями заключены договоры на обслуживание лифтового хозяйства. - Новый лифт мне очень нравится, - говорит жительница дома № 95 по улице Толе би Зоя Мамкина. - А ломается он из-за жильцов, которые возят в лифте тяжести. В месяц она платит за пользование 500 тенге, это, как считает женщина, немного. И очень удобно, что лифтом можно пользоваться только при наличии электронного ключа. Это гарантирует, что туда не зайдет посторонний человек. - А если к кому-то гости пришли, то как быть? - поинтересовалась я. - У нас очень добрые люди, дождитесь кого-нибудь и подниметесь на любой этаж, - посоветовала Зоя Николаевна. - Хотя нам такой метод удобным не показался. Довольны работой лифтов и жители остальных домов, которые нам перечислил Дмитрий Комаров, упомянув, правда, единственное неудобство - узкие кабины, куда от силы вмещается три человека. Но установка даже одного такого лифта российского производства обошлась фирме в сумму около шести миллионов тенге. Плюс монтаж запорного электронного устройства - полтора миллиона. Так что удовольствие пользоваться лифтом можно назвать дорогим. Хотя на роскошь оно не тянет. А вот те, кто живет в 12-этажке по проспекту Абая, работой лифта в своем доме крайне недовольны. - Непонятно, за что мы платим, - возмущаются они. - В некоторых семьях приобрели два ключа, чтобы не зависеть друг от друга, соответственно и плата двойная. Но часто после работы приходится с сумками и детьми подниматься на восьмой-девятый этажи пешком. Подобное положение вещей вызывает недоумение, ведь компания, обслуживающая лифты в этом доме, заключала договор с жителями, которые предполагали, что смогут пользоваться ими беспрепятственно при условии своевременной оплаты. На деле же в лифт можно попасть не всегда, а о перерасчете речь не шла ни разу. Назвать фирму, обслуживающую лифтовое хозяйство в этом доме, жители не смогли, так как информационные листы, вывешенные когда-то в кабинках, выцвели настолько, что прочитать на них что-либо невозможно. Однако обязать компанию заменить информацию никто не может. Как нам объяснил К. Тюлепбергенов, проверять деятельность фирм, обслуживающих лифтовое хозяйство, по закону ДЧС имеет право раз в пять лет.

Людмила МЕЛЬНИК