Актуально

Золотая середина

Золотая середина

Как уберечь молодежь от крайностей

Пожилые и люди среднего возраста отчасти с уважением, а отчасти с беспокойством наблюдают за тем, как большое количество юношей и девушек в поисках духовной опоры обращаются к религии. Связано беспокойство со свойством молодости впадать в крайности. А крайности в религиозных делах, как показывает опыт, чрезвычайно опасны.  - Проезжаю частенько мимо мечети, по делам службы нередко наведываюсь туда - нужно знать, как обстоят дела в культовых учреждениях. Могу судить по собственным наблюдениям: 60 - 65 процентов прихожан - молодежь. Нужно, чтобы они не попали под чуждые влияния, - определил задачу председатель совета по связям с религиозными объединениями, первый заместитель акима области Карим Кокрекбаев на очередном заседании совета. В соответствии с этой задачей и оценивались выступления руководителей районных советов по связям с религиозными объединениями. О состоянии дел отчитались представители Жамбылского, Таласского и Сарысуского районов. Им, как, впрочем, и остальным присутствующим, адресовались вопросы К. Кокрекбаева о религиозной работе среди молодежи, в частности, о том, сколько человек из того или иного района учатся в зарубежных медресе. К сожалению, не все смогли дать четкие ответы. По сведениям департамента по делам религий, 52 жителя области обучаются в зарубежных теологических учебных заведениях: в Пакистане - 27 человек, в Малайзии - 11 и в Бангладеш - трое. Есть информация, что 41 из них - приверженцы «Таблиги Джамаат». - Это не праздное любопытство, мы можем столкнуться с угрозой экстремизма, завезенного извне. Нужно владеть ситуацией на местах, - почеркнул К. Кокрекбаев. Был рассмотрен и вопрос регистрации мечетей и церквей. В соответствии с Законом РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» в области прошли перерегистрацию 307 религиозных объединений и их филиалы. Не прошло перерегистрацию 51 религиозное объединение. Из них 18 христианских объединений проигнорировали требования закона, то есть не предоставили соответствующие документы. Еще 33 объединения исламской направленности не прошли перерегистрацию по различным причинам: отсутствие государственных актов на земельные участки, несоответствие зданий государственным стандартам (мечети располагались в частных домах, не предусмотренных для религиозной деятельности), отсутствие других нормативно-правовых документов (уставов), отказ от регистрации или недостаточное количество прихожан. В связи с этим руководству районов поручено помочь религиозным объединениям в тех вопросах, которые касаются администрирования и технической документации. Кстати, рассказывая о закрытии незарегистрированных религиозных объединений, чиновники использовали слово «жойылды», дословный перевод которого - «уничтожен, истреблен, ликвидирован». В связи с этим член совета председатель областного телерадиокомитета Мейрамбек Толепберген предложил использовать слова с менее экспрессивной окраской. О профилактике экстремизма среди осужденных рассказал на совете представитель департамента уголовно-исполнительной системы Жамбылской области Бактияр Тюлюпов. По его словам, во всех спецучреждениях области соблюдается конституционное право граждан на свободу совести и отправления религиозного культа. Из трех с лишним тысяч отбывающих наказание граждан о своей приверженности христианству заявили 47 человек, исламу - 215. Они имеют возможность молиться и проводить необходимые ритуалы. Например, этим летом 261 осужденный (на 12 процентов больше, чем в прошлом году) заявили о желании соблюдать мусульманский пост и получили в этом поддержку руководителей колоний. Члены совета выразили беспокойство, что в Жамбылской области отбывают наказание 44 осужденных за религиозный экстремизм. В условиях закрытого учреждения они имеют хорошие возможности для ведения агитации, таких людей нужно содержать отдельно от остальных. На что Б. Тюлюпов ответил, что проблема эта в данный момент на стадии решения. Также на совете поручили управлению образования активнее работать в школах, чтобы не допускать нарушений в ношении ученической формы.

Айгуль МАХМУДОВА