Священная ласточка
Сегодня на сцене Жамбылского областного казахского драматического театра состоится премьера спектакля «Толе би» по одноименной драме жамбылского писателя Елена Алимжана. Постановка создана специально к 350-летию великого бия, чье имя почитается в народе, став бесценным алмазом мудрости и жизнестойкости, примером верности однажды и навсегда избранному пути справедливости и добра. Вообще личность Толе би сама по себе обязывает к глубокому пониманию его вклада в историю и становление независимости Казахстана. Потому перед режиссером спектакля Каматом Касеновым встала сложная задача. С одной стороны, необходимо было осмыслить драматургию Елена Алимжана, с другой - путем сценической техники точно показать эпоху, когда имя Толе би отождествлялось в народе с мудростью и справедливостью. Когда люди, обращаясь к великому бию за советом, всегда получали помощь и поддержку. Поэтому Камат Касенов решил главный акцент сделать на смысловую окраску постановки, отказавшись от сложных декораций. Но и те минимальные элементы оформления сцены были использованы по максимуму, отразив и светлые времена благоденствия, и мрачные периоды междоусобиц, и ожидание нашествия жунгар. Роль Толе би режиссер поручил актеру областного казахского драматического театра Мамбету Кожалиеву. - Я не ручаюсь за его сходство с Толе би, - сказал К. Касенов. - Но уверен, что сценический образ, созданный Мамбетом, получился достаточно точным. Здесь необходимо отметить, что все актеры, занятые в основных сценах спектакля, - люди молодые. Но им несомненно удалось глубоко войти в свои роли. Эмоциональность, с которой звучат монологи, не может не тронуть зрителя. Это при том, что в спектакле очень мало динамики - такова драматургия пьесы. Здесь все внимание обращено на смысл. Спектакль нужно слушать и слышать. Авторы постановки решили не обращаться к биографии Толе би. В течение часа зритель становится свидетелем нескольких эпизодов из жизни великого бия, которые оказали значительное влияние на историю казахского народа. Накануне премьеры мы обратились к автору драмы «Толе би» Елену Алимжану. - Меня всегда волновала тема независимости Казахстана,- рассказал он. - Особенно факт, что за 20 с небольшим лет в нашей стране не произошло ни одного серьезного конфликта, в то время как в некоторых других бывших союзных республиках они возникают время от времени. Я начал искать причины этого. У каждой нации есть свои качества. К примеру, немецкая точность, кавказская горячность, английская хладнокровность, японская фанатичность. Есть ли у моего народа подобные характерные черты? Я обратился к историческим источникам и пришел к выводу, что моему народу присуще качество, обозначение которого на русский язык не переводится, - кiсiлiк. Это одновременно доброжелательность, терпение, гостеприимство, мудрость, взвешенность, гордость, вежливость. Казахи устроены так, что в сложной ситуации встанут на защиту своих позиций, но в то же время не склонны совершать необдуманные поступки. Это свойство нашего народа и сегодня присуще ему, что и стало основой нынешнего спокойствия в Казахстане. Оно позволило без серьезных потрясений пережить нам сложный период 90-х годов. В общем, я все это тщательно проанализировал, написал в итоге драму «Абылай хан», предложил ее для постановки на сцене Жамбылского областного казахского драматического театра. А они мне говорят: «Нам «Абылай хан» не нужен, нам нужен «Толе би». - Сложно было найти источники для создания этого произведения? - Нет. Источников было достаточно. Это архивные материалы, опубликованные переписки, работы китайских историков. Потом двадцать лет назад мы отмечали 330-летие со дня рождения Толе би. Конечно, есть неизученные материалы. Но мне, чтобы представить то время, достаточно было того, что я получил. - Что Вас поразило во время работы над драмой? - Я поразился тому, что Толе би был настолько объективным человеком, что его все любили. Даже враги о нем ни одного плохого слова не говорили. Его ценили и почитали выше хана. И китайцы относились к нему с огромным уважением. Причиной тому была его способность решать самые сложные вопросы, находить реальные пути выхода из самых запутанных положений. - Во время работы над драмой какой период из жизни Толе би Вы охватили? - Понимаете, драма - это не биографическое жизнеописание. Я представил в своем произведении период Тауке хана: несколько эпизодов без соблюдения исторической хронологии. К примеру, описал суд над убийцей Абильхаир хана. Я постарался восстановить атмосферу суда биев, показать внут-реннее состояние казахских ханств. В этом и заключается мастерство драматургии - в усилении композиции произведения. И мне, кажется, удалось показать характер Толе би и его значение в историческом развитии Казахстана. - Вы присутствовали на репетициях? - Нет. Это не входит в мои задачи. Мне лишь известно, что в процессе работы над спектаклем его режиссер решил опустить сюжетную линию, касающуюся казахских ханств. Но это его решение.Завораживает финал постановки, когда элементы декорации собираются в юрту, на шаныраке которой появляется гнездо ласточки.
Людмила МЕЛЬНИК, Агадил РЫСМАХАН (фото)
[gallery ids="11126,11127,11128,11129,11131,11130"]