Не просто складно говорить…
Не просто складно говорить…
Умная мысль не имеет срока давности
Выдающийся общественный деятель, бий Старшего жуза, оратор и поэт, один из авторов свода законов «Жетi жарғы» жил в XVII - XVIII веках. Находчивость, мудрость и тонкость суждений Толе би нашли признание еще при его жизни. Искусство красноречия у казахов всегда ценилось очень высоко, оно не утрачивает своей значимости и сегодня. Вот почему наставления, изречения Толе би, а также предания о нем актуальны по сей день. В частности, в народной памяти сохранились его пламенные речи в пользу объединения трех казахских жузов в единое могучее централизованное государство.Легенда первая
На суде Толе би поставил условие вору, укравшему треножник: - Я привяжу к каждой ножке треножника ноги трех жеребцов, а ты ударишь их кнутом так, чтобы они сумели освободиться и убежать. Если они разбегутся, ты будешь оправдан, а если нет - заплатишь штраф. Подсудимый согласился. Но так как животные не смогли разорвать крепкие веревки, свитые из прочной кожи, вору пришлось заплатить за украденную вещь три лошади.Легенда вторая
Кто-то задумал убить посла другого государства, но нашлись и противники этого злого умысла. Пришли рассудить спор к трем биям, которые внимательно выслушали обе стороны. Прямого ответа не последовало. Увидев белого гуся на глади озера, Толе би, Айтеке би и Казыбек би спросили у людей: - Стоит ли тратить заряд дроби на одинокую птицу, есть ли от этого прок? Поняв смысл сказанного, зло-умышленники согласились, что посол должен быть отпущен на родину живым.Легенда третья
Как-то молодой Толе би приехал к Анет баба за советом. Баба попросил его сломать пополам шесть стрел по одной, а затем, сложив 12 обломков стрел в пучок, сломать их все вместе. Естественно, Толе би легко сломал каждую стрелу по отдельности, а пучок из 12 стрел сломал не сразу. - Толежан, ты делай то, что желает большинство людей. Если исполнишь их желание, они будут прислушиваться к тебе. Если вы будете вместе и в согласии, никто не сумеет сломать вам хребет, а если нет, то его легко переломить, как одинокую стрелу, - сказал ему Анет баба.Легенда четвертая
Пришли к Толе би двое мужчин, которые выкопали глубокий колодец на зимовке одного бая. Одному богач за работу дал овцу, а другому - козленка. Второй работник был недоволен оплатой. Хозяин колодца никак не внимал словам мудреца, что оба землекопа должны получить одинаковое вознаграждение, так как делали одну работу. - У человека два глаза, который из них главнее? - спросил он у жадного бая. - Они одинаковые, - произнес тот и дал овцу вместо козленка.Легенда пятая
Молодую женщину, обладающую прекрасным голосом, гости просят спеть. Но она отказывается исполнить их просьбу, потому что боится гнева мужа. - В девчонках она была непревзойденной певицей, а сейчас похожа на мокрую курицу, - сказали окружающие Толе би. - Жизнь свободного воробья прекраснее судьбы соловья, оказавшегося в клетке, - ответил им он. - Попавший в сети соловей теряет голос в неволе. Услышавший это муж певицы попросил у Толе би прощения и дал слово, что притеснять супругу больше не будет.Легенда шестая
Пришел к Толе би путник и рассказывает об увиденном: - Еду я на коне и вижу на окраине аула женщину, которая несет на спине двухлетнего ребенка да еще сноп сена. Я хотел посадить малыша на коня, но невозможно было его оторвать от матери, чья спина была усыпана колючками, - удивлялся он. - Но разве ежиха не носит детеныша на своих иголках? Вот и ребенку мамина спина кажется мягче перины, - ответил ему мудрец. Когда народ слагает легенды, это означает, что человек получил признание и почет, и поэтому оставил о себе память на века.Галия АБДЫХАНОВА, старший преподаватель кафедры философии и журналистики ТарГУ имени М. Х. Дулати