Меню

Менять на корню

Менять на корню

Менять на корню Менять на корню
Фото из открытого источника

Ликвидировать задолженность по зарплате

Систему государственных закупок, которая является одной из основных причин образования задолженности по заработной плате работникам предприятий Казахстана и неисполнения бюджетных программ, необходимо пересмотреть в ближайшее время, считает член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК Мухтар Тиникеев.  Напомним, что на расширенном заседании Правительства РК 11 октября Глава государства Нурсултан Назарбаев ключевой причиной неисполнения бюджетных программ и их неэффективности назвал тендеры, в которых госорганы устанавливают условия, не позволяющие принимать участие «сторонним» поставщикам. Президент поручил ускорить внесение в Парламент законопроекта, направленного на совершенствование системы государственных закупок. А на данном этапе акимам и руководителям центральных госорганов самим возглавлять тендерные комиссии и нести полную ответственность за их работу, связанную с расходованием больших объемов государственных средств. На каком этапе сейчас находится законопроект, попытался объяснить М. Тиникеев на брифинге Службы центральных коммуникаций. - Президент озвучил задолженность предприятий по заработной плате в размере около миллиарда тенге. А почему есть такая задолженность? Большая часть - из-за тендеров. У предпринимателя есть штат работников, но нет тендера. То госзакупки проводят лишь в октябре, то предприятия по ценовой политике не проходят. Отсюда и задолженность по зарплате, - сказал М. Тиникеев, добавив, что позднее проведение госзакупок является основной причиной не только задолженности, но и низкого качества проводимых через тендеры работ. И привел пример, когда бизнесмен, выиграв конкурс в октябре - ноябре на прокладку асфальта, пытается за полтора месяца сделать годичную работу. - Он торопится, на носу зима, чиновники подгоняют, им до конца года отчитаться необходимо. Казахстан занимает чуть ли не последнее место по состоянию дорог. Но опять-таки, если тендеры проводятся в октябре - ноябре и дорогу укладывают в дождь-снег, о чем можно говорить? Законы физики еще никто не отменял. Асфальт в холодную погоду имеет свойство сжиматься. И весной мы получаем разбитые дороги, - отметил депутат. По его словам, негативную роль играет и установленная ценовая политика госзакупок, где все решает низкая цена предоставления услуг, а не качество. И привел в пример случай в Караганде, где проводился конкурс по установке скоростемеров. - Участвовало 12 фирм, из них пять с опытом работы. Выигрывает тендер, извиняюсь за выражение, чабан, который не имеет ни опыта работы, ни оборудования. Просто по ценовой политике. Заранее известно, что он не справится. Нет, его объявляют победителем! - сетует М. Тиникеев. Другой, не менее серьезной причиной неэффективности госзакупок депутат назвал краткосрочность тендеров. По его мнению, если есть трехлетний бюджет, то и конкурсы необходимо сделать трехлетними. При таком положении предприниматель будет уверен в долгосрочной работе. А это скажется на укреплении материальной базы фирмы, на квалификации ее работников и их заработной плате, а банки начнут кредитовать таких бизнесменов. - Сейчас же получается так: предприниматель думает, зачем ему покупать, к примеру, кран, если он на следующий год не выиграет тендер и кран негде будет применить? - высказал свои мысли М. Тиникеев. Добавив, что до тех пор, пока в системе проведения тендеров не наведут порядок, задолженности по заработной плате не исчезнут, а исполненных некачественных проектов станет еще больше. Но ответ на главный вопрос - когда новый законопроект внесут на рассмотрение в Парламент, депутат так и не озвучил.

Женис САБИТОВ

Самые читаемые статьи недели: