Культура

О времени и о себе

О времени и о себе

Взгляд на премьеру сезона из зрительного зала

Спектакль «Борис Годунов» по пьесе Александра Пушкина на сцене Жамбылского областного русского драматического театра - событие неординарное. В постановке известного казахстанского режиссера Юрия Ханинга-Бекназара оно приобретает более значимый оттенок. - Этот город приносит мне удачу, - признался Юрий Иванович. - Я долгое время вынашивал идею поставить спектакль «Пегий пес, бегущий краем моря» по произведению Чингиза Айтматова. Это мне удалось сделать на сцене Жамбылского областного русского драматического театра. Здесь же я воплотил давнюю мечту, осуществив постановку «Бориса Годунова». Репетиции шли чуть больше двух месяцев. Сидя в зрительном зале, поражаешься не только четко выверенному действу, но и тому, насколько продуманы самые мелкие детали. Чувствуется, что режиссер поработал над ними задолго до того, как приступил к постановке. Историю о Смутном времени, власти и самозванстве, тщеславии и предательстве жамбылская труппа представила в жанре «тихой трагедии». С первых минут зрители погружаются в тревожную атмосферу 400-летней давности. Борис Годунов (Евгений Орлов) предчувствует окончание своего царствования, а инок Чудова монастыря Гришка Отрепьев (Ярослав Дубовенко) вынашивает планы по завоеванию российского престола и называется царевичем Дмитрием, который погиб при неясных обстоятельствах за десять лет до описываемых Пушкиным событий. Нужно сказать, что режиссерская работа в постановке заметна всюду - и в оформлении сцены, на которой нет ни одного постороннего предмета, и в построении образов и диалогов. Даже то, что каждое действие завершается отправлением в воздух белоснежного перышка - не случайно. Оно является свидетельством тщетности всего происходящего в жизни. Как девиз мудрого царя Соломона: «Все пройдет. Пройдет и это». Кто вознесся - падет, кто пал - поднимется. Не отходя далеко от принятых сценических канонов, Юрий Ханинга-Бекназар создает собственные образы, играя которые, актеры Жамбылского театра показали, что способны на многое. Поэтому очень ярким получился князь Шуйский в исполнении Данияра Кенжебекова. Плохо эту роль никак нельзя сыграть, ведь именно Шуйский в немалой степени повлиял на ход исторических событий в России, сначала уговорив бояр признать Лжедмитрия царем, затем низложить самозванца и самому сесть на царский трон. Не потому ли в одном из действий Шуйский появляется на сцене, настолько внезапно вынырнув из углубления, что зрители в первых рядах вздрагивают от неожиданности. Запоминается и образ Марины Мнишек в исполнении Галины Соколовой и Елены Козаченко. Здесь режиссер добился того, чтобы характер «гордой полячки» кардинально изменился. В результате зритель сразу понимает, что не будь она столь хитра, коварна и амбициозна, то ни ей, ни Лжедмитрию не удалось бы убедить западный мир поддержать нападение на Россию. Нельзя не сказать о хорошей работе Эльмиры Аккулиевой, исполнившей роль юродивой. Заметно, что актриса неравнодушна к своему персонажу, на самом деле очень сложному. Потому что в данном случае нужно сыграть голос Бога, голос правды, который на самом деле никто не слушает. Это совесть народная, которую стараются заглушить, осмеять, и если кто-то услышит его, то умрет от стыда и отчаяния. Не потому ли в постановке Ю. Ханинга-Бекназара юродивая возникает на сцене перед тем, как Шуйский умерщвляет Бориса Годунова и царевича Федора. Не случайно режиссер подобрал музыкальное сопровождение, пропустив через весь спектакль фрагменты песен Николая Емелина. Как признался Ю. Ханинга-Бекназар, он их услышал у своей 13-летней дочери и сразу понял: это то, что нужно. Они очень точно передают опасность предстоящей войны и смуты. Жесткая реалистичная картина выдержана и в костюмах, сшитых специально для спектакля с применением сложных фактурных материалов. Причем костюмерам удалось избежать лубочности, и все костюмы удачно легли на декорацию, отчего постановка выигрывает в визуальном плане. Не буду утверждать, что спектакль безупречен. В нем есть и несомненные удачи, и незначительные ошибки, и не совсем точная актерская работа. Но в целом зритель принял постановку благосклонно. Потому что подобные спектакли на жамбылской сцене появляются не очень часто.

Людмила МЕЛЬНИК, фото автора