Туроператоры сделали неожиданные открытия в поездке по Сарысу
Главной достопримечательностью Сарысу, пожалуй, можно смело назвать ущелье Актогай. В переводе это означает Белая роща. Если, например, до Коксайского каньона в Жуалах нужно добираться по грунтовой дороге не меньше часа, то в этом случае все гораздо проще. От главной дороги, ведущей в Жанатас, до живописнейшего уголка природы рукой подать. С ущелья и начали разработку маршрутов туроператоры в Сарысу. Инфотур организовало управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития акимата Жамбылской области. Накануне туристы уже побывали в Таласском районе. В регионе сразу и не вспомнишь, где еще есть такие же величественные скалы, кутающие свои вершины в воздушные шали тумана. Влюбляешься в Актогай с первого взгляда. Видимо, весной уровень воды в горной речке поднимается довольно высоко. Судя по отшлифованным скальным породам, не меньше чем на метр. Их причудливые формы просто не могут не притягивать внимание людей. Жумат Сакипбеков, руководитель отдела предпринимательства и промышленности акимата Сарысуского района, говорит, что Актогай - излюбленное место отдыха самих сарысусцев. Глубина реки в заводи на выходе из ущелья достигает пяти метров. Поэтому летом сюда часто приезжают купаться местные жители. Очевидно, что ни один нормальный турист не пропустит вылазку в эти места. За первым же поворотом ущелья Актогай взгляд падает на вход в пещеру, которая расположена высоко на скальной стенке. И вот группа уже скачет по камням через речку, чтобы удовлетворить свое любопытство. Подъем к цели очень крутой. Внутри пещера довольно просторная. У дальней стенки потолка не видно: в конце есть ход еще выше, влажный и такой узкий и высокий, что аж заглядывать страшно. Из пещеры вид открывается на горный отрог, чем-то напоминающий гигантскую морду крокодила. Вниз спускаться сложнее, чем совершать восхождение. А тут еще сыпуха - мелкие камни. Скользишь на них, как на роликах. Того и гляди, земля из-под ног уйдет. За следующим поворотом Актогая появляется роща. Маршрут сказочный. Туроператоры берут его на заметку. В ауле Игилик, что в 30 километрах от Жанатаса, можно развивать этнотуризм. Здесь мастера делают казахские музыкальные инструменты. Руководит трудовым коллективом Балтабай Дауирбеков. - В свое время его оставляли в консерватории преподавать, но он был единственным сыном в семье, и его мать сказала: «Когда я умру, уедете», - рассказывает его жена Калбуби Бакуева. - Мы поженились, когда ему было 17 лет, а мне 16. Моя свекровь умерла в 93 года, я в это время уже на пенсии была. Консерваторию пришлось устраивать дома. Супруги за годы совместной жизни нажили восемь детей, 29 внуков и одного правнука. Все дети, кроме самого младшего сына, играют на различных инструментах. В прежние времена у них даже был свой семейный ансамбль «Балауса». Сейчас три сына вместе с отцом мастерят домбры, кобызы и другие народные инструменты. - Там, где делаются музыкальные инструменты, люди всегда хорошо живут, - говорит Калбуби Бакуева. Есть у семьи заветная мечта - сделать большой цех, принять в него учеников. Но развить дело невозможно, потому что банки второго уровня почти не берут залоги в Таласском и Сарысуском районах. Так что пока приходится вариться в собственном соку. А для туристов в этой мастерской двери всегда широко открыты. Еще одна достопримечательность Сарысу - мемориальный комплекс в виде стилизованного кобыза, построенный в честь Ыкыласа Дукенулы в Байкадамском аульном округе. Казахский народный композитор-кюйши, один из основателей школы кобыза, жил в 1843 - 1916 годах. - Похоронен наш земляк в местечке Куарал, на берегу реки Шу, в Камкалинском сельском округе Сарысуского района. По задумке, памятник сооружен таким образом, что во время сильного ветра кобыз должен «петь», - сообщил нам Диханбай Акдилда, руководитель отдела культуры и развития языков акимата Сарысуского района. Внутри мемориал представляет собой лабиринт, на стенах которого увековечены названия музыкальных произведений великого композитора. Интересно, что над некоторыми из них свили гнезда ласточки. Мемориал построен в 1993 году к 150-летию Ыкыласа. В первой половине XIX века во главе рода тiлiк стоял Шокай датка Карабекулы. Он возглавлял движение против кокандцев и был одним из казахских лидеров, который поддерживал союз с Россией. В селе Саудакент Байкадамского сельского округа сохранился мазар, в котором он был похоронен. - Шокай датка был правителем Саудакента, Кумкента и Созака, - рассказывает местный житель Сайткадыр Абдыкалыкулы . - Этот мазар он сам построил при жизни в 1850 году. Скончался батыр в 1860 году. Потом рядом с ним похоронили его родственников. Когда села не было, мазар можно было увидеть за 60 верст. Застраивать Саудакент начали в 1927 году во время коллективизации. Мазару 163 года, а на нем ни одной трещины нет. По какой технологии кирпичи делали, никто не знает. (Возможно, глину замешивали на верблюжьем молоке.) Я подозреваю, что обладатель секрета после этой стройки унес свою тайну в могилу. В Байкадамском сельском округе находится один из самых больших в Жамбылской области памятников - Ысты Тiлiк баба. На мемориальной доске написано, что он построен потомками Жалманбета, берущими начало от Байдибека. Живут они на территории от Аккуля до Южно-Казахстанской области, а поселились здесь еще до нашествия джунгар. Идея единства жузов подкреплена цитатами трех мудрецов Толе би, Казыбек би, Айтеке би на страницах мраморных книг, установленных здесь же. В аул Ушбас Туркестанского сельского округа зимой проехать можно только на «нивах». Название населенного пункта переводится как «три головы». Он находится в гористой местности, где действительно заметно выделяются три вершины. В самое суровое время года путь сюда закрывается месяца на полтора. Даже улицы заметает так, что движение по ним останавливается. - Местами в районе за зиму наметает до 10 метров снега, - говорит аким Туркестанского аульного округа Даулетберди Шортанбаев. - Надувает восточным и юго-западным ветрами. В Жанатасе, Каратау, Саудакенте может быть и тихо, а здесь буран неделями бушует. Своей главной достопримечательностью сельчане считают источник трех змей в холмистой местности. Самые отчаянные туроператоры добрались и до него. Кто-то набрал воды с собой, кто-то умылся, кто-то прямо из родника напился. Считается, что змеи, живущие здесь, охраняют дорогу к источнику. Сейчас они, естественно, в глубоком анабиозе. На обратном пути решили пройтись по сугробам в лощинке и сразу оказались в снежном плену. Группа провалилась в сугроб так глубоко, что у девчонок колен не было видно. Дергаешь ногу - обувь в сугробе остается. Аким говорит, что по весне в округе много сапог зимних валяется. Выхода нет: ложимся на живот, чтобы не проваливаться, и так, по-пластунски, выползаем из опасного места. Насмеялись до слез, пока выбрались. А с обувью придется попрощаться: замки сломаны, вся краска содрана, в общем, вид непрезентабельный. Люди в селе оказались хлебосольные. Отогрели горячим чаем и вяленым мясом с картошкой. Кухня здесь просто отменная! Туроператоры хозяевам сразу предлагают подумать над тем, чтобы открыть гостевой дом для туристов. В селе из кошмы делают коврики с национальным орнаментом, так что здесь можно развивать этнотуризм. Вот только связь с внешним миром нестабильная. Но многие туроператоры сходятся на том, что в этом есть своя прелесть: люди просто мечтают сбежать от суеты, отдохнуть от телефонных звонков и Интернета. В историко-крае-ведческом музее Саудакента среди древних хумов, фотографий, чучел животных и старых предметов быта есть один особенно замечательный экспонат - большая черная туфля размером 98,5. У посетителей она вызывает недоумение: откуда и для кого? Оказывается, туфля, которая велика будет даже знаменитому дяде Степе, не что иное, как сувенир с Джамбулского кожевенно-обувного комбината. Раритет.Елена ЕФИМОВА, фото автора