Меню

Место встречи изменить нельзя

Место встречи изменить нельзя

Место встречи изменить нельзя Место встречи изменить нельзя
Фото из открытого источника

Если вы хотите быть счастливыми в браке, покорите Уй тас

Рыскуловский район расположен в живописных предгорьях у северной оконечности Киргизского Алатау. Зимой внимание путешественников здесь притягивают великолепные заснеженные горные пики, сердце радует чистый-чистый воздух. Весной же в этих краях дух захватывает от зрелища маковых пожарищ, полыхающих на фоне покрывающихся зеленью склонов хребта.  Населенные пункты рассыпаны в основном вдоль автотрассы Алматы - Ташкент, которая повторяет траекторию Великого Шелкового пути. Село Луговое, ныне Кулан, было основано в 1890 году переселенцами из Центральной России. Оно находится в 120 километрах от Тараза. В 1964 году населенный пункт стал административным центром района. Застраиваться Луговое начало на берегу реки Курагаты, где пастбищные угодья. Отсюда и происхождение этого топонима. В 1992 году Луговое переименовано в Кулан по названию городища на восточной окраине села, которое датируется VI - началом XIII века. Всего на карте памятников архео-логии Рыскуловского района обозначено пять городищ и укреплений, 17 курганов и могильников. Недалеко от сел Каинды и Кумарык есть петроглифы. Вся эта информация может быть полезна для составления туристических маршрутов, за разработку которых взялись жамбылские и одна алматинская туркомпании, принявшие участие в инфотуре по приглашению управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития области.  

 

Несомненно, особый интерес для туристов представляет уникальная роща Топ агаш недалеко от села Акыртобе - километ-рах в 12 от основной трассы. Здесь живет, как он сам себя называет, народный целитель Галымжан Узакбаев, который верит в то, что роща обладает особым свойством излечивать людей от недугов, в том числе и от бесплодия. Раньше он работал в налоговых органах. По его словам, в рощу привели вера и фамильный Коран, изданный еще в 1700 году. (История чем-то похожа на жизнь биб-лейского мытаря Левия Матфея, который встал на служение вере, отказавшись от сбора налогов.) Насколько мы смогли понять смотрителя, на территорию рощи (во всяком случае, для женщин) вход разрешен после омовения по мусульманским канонам. Увы, это обстоятельство может стать препятствием для туристов-немусульман. Уникальная роща, вероятно, представляет научный интерес, потому что в нижней части крон ее деревьев растут листья ивы, в средней - листья боярышника, а в верхней - тополя. Интересно было бы узнать мнение биологов, как такое стало возможно. По словам местных жителей, это чудо природы символизирует единство трех казахских жузов. Возле рощи есть помещения для гостей. Плата с людей не берется - только пожертвования. Народный целитель утверждает, что за сутки он может определить характер заболевания человека - это как озарение свыше. О своих методах лечения больных он говорит довольно туманно. По-видимому, все-таки на людей благотворно действуют чистый воздух, некоторая отдаленность от цивилизации, ну и особая энергетика места. Чтобы большее число людей смогло зарядиться ею, здесь создаются условия для проживания страждущих: роща обрастает новостройками, а у ее входа возведена большая арка. Топ агаш - раскрученный бренд. В прессе уже появлялись публикации об этом месте, предприимчивые люди в Таразе даже производят магнитики в виде листочков ивы, боярышника и тополя. Желающих поправить здоровье сюда приезжает немало, в том числе и из других городов страны. Бывает, живут месяцами. Подробнее о роще можно узнать из буклетов, которые продают здесь же по 400 тенге. Правда, литература есть только на казахском языке. Туроператоры посоветовали Галымжану перевести буклеты еще на русский и английский.  

 

Коран трехсотлетней давности нам, увы, не показали. Зато одна из женщин, живущих здесь, карагандинка Айгуль Исина, обратила внимание туроператоров на старинный станок для плетения ковров. Его хозяева разместили за стеклом, как в музее. Думается, путешественникам будет интересно посмотреть на этот экспонат. Но еще любопытнее было бы увидеть, как он работает.  

 

Добраться до камня-юрты у подножия Киргизского хребта нам удалось благодаря депутату раймаслихата Арылбеку Кораласбаеву, который любезно предоставил туроператорам внедорожники, за что ему отдельное спасибо. По дороге машины на скользких ухабах то и дело заносило, но это путешествие стоило небольшого риска. В народе необычный камень называют Уй тас. Когда на него опускается стайка птиц, смотрится он как обжитый, только мирной дымки от домашнего очага сверху не хватает. Находится обломок скалы недалеко от горы Шалтауы, чем-то по внешнему виду напоминающей старика. На поверхности глыбы проглядывается древний петроглиф - таутеке (горный козел), ну и современные художества, естественно, тоже. Как же без этого? Существует поверье, что если девушке или парню взобраться на Уй тас, то брак покорителя этой вершины будет очень счастливым. Надо сказать, что сделать восхождение на гладкую глыбу довольно затруднительно. Несколько попыток девушек из числа туроператоров попасть на шанырак каменной юрты не увенчались успехом. Одна из них, скатившись вниз, сказала: «Я, конечно, хочу замуж, но не настолько, чтобы так рисковать головой». Эх, где же вы, романтики?  

 

Легкое недоумение вызвала у видавших виды туроператоров другая местная достопримечательность - чистое поле в 25 километрах северо-западнее райцентра, возле села Абилхайыр. Как нам поведал 86-летний аксакал Абдумент Апайтосов, в конце 20-х годов XVIII века хан Младшего жуза Абулхаир, который возглавлял народное ополчение в борьбе с джунгарами, вел наступательные сражения с противником на территории нынешнего Рыскуловского района. После победы в одной из кровопролитных битв он простоял здесь лагерем дней 15 - 20. Место это вошло в свод исторических памятников Жамбылской области, но, к сожалению, вида одного поля туристам будет маловато. Определенно неплохо было бы поставить здесь хотя бы какую-нибудь памятную плиту с высеченными на ней сведениями об историческом событии.  

 

Одной из главных ценностей села Кулан можно смело назвать дендропарк. Добрым словом вспоминают местные жители бывшего акима района Абдалы Нуралиева (сейчас он руководитель управления сельского хозяйства акимата Жамбылской области). Это по его инициативе здесь было посажено 126 видов кустарников и деревьев.  

 

В селе Кумарык мы обнаружили памятник кумиру мирового пролетариата Карлу Марксу. Каким-то чудом его еще не снесли. Местные жители просили не высмеивать их по этому поводу. Что за глупости? Напротив, молодцы, что оставили: история ведь, а кто ее не хранит, тому нечего и туристам показывать. Нельзя в один момент взять и отсечь свое прошлое и делать вид, как будто его не было.

Елена ЕФИМОВА, фото автора

Самые читаемые статьи недели:

Дорога к цели 15 ноября, 2024

Дорога к цели

Доходы растут 15 ноября, 2024

Доходы растут

Капля жизни 15 ноября, 2024

Капля жизни