Кто есть Бауыржан Момышулы?
Кто есть Бауыржан Момышулы?
Уроки истории учат быть справедливыми в оценках
Как утверждают ученые, трудно найти ответ на вопрос «Кто есть человек?». Оказывается, вся проблема заключена в самом человеке, до чьей тайны крайне трудно докопаться, сколько ни исследуй его натуру. Одной из до конца не разгаданных загадок современности до сих пор остается Бауыржан Момышулы. И это несмотря на то, что он стал объектом исследования давным-давно. Слава о нем впервые прогремела в ноябре - декабре 1941 года в битве за Москву. В то время все фронтовые, армейские, центральные газеты и журналы Советского Союза, а в особенности Казахстана, наперебой рассказывали о феномене комбата Момышулы. Они взахлеб писали о таланте командира переднего края, который несколько раз, выполняя задание командования, со своим батальоном оставался в окружении врага и выводил его к своим войскам без особых потерь, но с богатыми трофеями. Известный советский писатель Александр Кривицкий утверждал, что на всем протяжении фронта от Белого до Черного моря нет другого легендарного комбата, кроме Бауыржана Момышулы. Великая Отечественная война была в самом разгаре, а в журнале «Знамя» стала публиковаться книга Александра Бека, написанная на основе дневников и рассказов Бауыржана Момышулы. А в конце пятидесятых годов Момышулы уже сам написал роман «За нами Москва», в котором талантливо продолжил начало своего рассказа, изложенного в «Волоколамском шоссе». В начале шес-тидесятых годов обе эти книги были переведены на разные языки, после чего о феномене Момышулы заговорили во всем мире. В Казахстан зачастили зарубежные журналисты и писатели, которые, получив разрешение, беседовали с нашим героем и рассказывали своим читателям о нем. О полководческом и писательском таланте Бауке писали практически все писатели и поэты, начиная с Мухтара Ауэзова. Поэтому Момышулы в настоящее время побил все рекорды среди известных людей как человек, о котором в литературных произведениях и газетных и журнальных материалах написано больше, чем о ком-либо другом. Один из рекордов - это больше, чем другими, написано стихов-посвящений, другой рекорд - это больше, чем о других, написано воспоминаний. Если собрать их все, то получится 40 - 45 полновесных томов. И самое примечательное в том, что это явление, похоже, никогда не остановится, а будет продолжаться и впредь. Дело в том, что каждое новое поколение поэтов и писателей считает своим долгом отдать почести памяти Абая, который открыл им глаза в мир слова, осветил их сознание лучами знаний и обогатил духовно, а также Бауыржана, который показал, как надо любить Родину, наполнил сердца отвагой. К тому же становятся традиционными Бауыржановские чтения, которые проводятся Министерством образования и науки по подобию Абаевских чтений. Иными словами, Бауке не обделен вниманием в вопросе написания произведений о нем. Но как обстоит дело с познанием его духовного мира? Конечно, каждый, кто прочитал произведения про Момышулы, а также его собственные труды, может сказать: «Я знаю Бауыржана». Более того, немало людей, которые лично знали Бауыржана, общались с ним. Меня приглашали в жюри Бауыржановских чтений, где я убедился, что и дети наизусть знают десятки его стихов и рассказов. Но спроси у них, кто такой Бауыржан, и в ответ услышишь всем известные общие слова. Конечно, никто из них не виноват в этом. Мы, старшее поколение, виноваты, что до сих пор не дали молодым людям научный анализ деятельности Бауыржана Момышулы на служении Отечеству, не дали оценку его трудам, не определили его место в национальной истории и в обществе. Советская идеология преподносила нам его только хорошим офицером. Но он, находясь на переднем крае фронта, сделал намного больше, чем просто советский офицер, его учения значительно обогатили военную науку. Его мысли и действия в качестве командира ба-тальона, полка, дивизии были намного шире и объемнее тактических или стратегических решений отдельно взятого боя или сражения. Вот почему его слава затмила имена официальных героев, генералов и полководцев. И несмотря на то что Бауыржан внес неоценимый вклад в советскую военную науку, Москва видела в нем националиста. И куда было деваться руководителям республики, если центр так относился к своему герою? Они тоже прохладно отнеслись к нацио-нальному герою. Однако во время войны никто открыто не обвинил Момышулы в национализме. Хотя он в оценках положения дел на фронте и в тылу был предельно откровенен и критичен, в его словах и действиях не было ничего такого, что бы противоречило Конституции и законодательству СССР. Но московская власть наказала его молчанием и игнорированием, оставив без удовлетворения представления командования о присвоении Момышулы звания Героя Советского Союза. Проявила неслыханную скупость и по другим наградам. За период с 1941 года по май 1945 года легендарный батыр Великой Отечественной войны был награжден только орденом Красного Знамени и медалью «За оборону Москвы». Чтобы не присвоить звание генерала, его не утвердили в должности командира 9-й дивизии, несмотря на то что он фактически командовал ею. Поэтому он в нарушение всех законов более одного года был исполняющим обязанности командира дивизии. Звание генерала не присвоили даже после окончания им Академии Генерального штаба Советской Армии. Зато народ принял его своим героем, потому что увидел в нем несгибаемую волю, невиданную отвагу, талант полководца, а также выразителя своих чаяний. Это придавало сил людям, которые устали не только от войны с фашистской Германией, но в еще большей степени от репрессий, страха быть обвиненными в предательстве и других ужасов советского режима. Вот почему народ всем сердцем принял Момышулы и не расстается с ним до сих пор. А новые поколения будут искать его… И как мы теперь должны назвать слова и действия Бауыржана Момышулы, за которые коммунистическо-советская власть назвала его националистом, а простой народ увидел в них правду? К сожалению, до сих пор не дана объективная оценка его делам, потому их никак не называют. Только по сложившейся привычке ограничиваемся тем, что кличем его героем войны и писателем. Но ведь он в первую очередь был деятелем, что и стало основанием для его признания нацио-нальным героем. Я и прежде нередко высказывал в средствах массовой информации мнение, что мы должны относиться к Бауыржану Момышулы как к деятелю, да еще какому - закономерному продолжателю идей основателей Алаша. Но, наверное, во мне нет того духа, который присущ Бауыржану, потому что все, кому я говорил о такой постановке вопроса, согласно кивали головами, но никто конкретно не поддержал, не продолжил эту мысль. Поэтому в энциклопедию «Бауыржан Момышулы» мы внесли тему «Идеи Алаша и Бауыржан Момышулы», чтобы ее развили видные и авторитетные ученые. Но, к сожалению, работа над энциклопедией остановилась из-за нехватки средств, хотя мы успели подготовить «Словарь» и четвертую часть запланированных научных статей. И вся эта работа, начатая в научно-исследовательском цент-ре «Бауыржантану» под руководством профессора Мекемтаса Мырзахметулы, может сдвинуться с мертвой точки только в том случае, если найдется спонсор. Одно могу сказать с уверенностью: издание энциклопедии «Бауыржан Момышулы» принесет инвестору не только финансовую выгоду, но и моральное удовлетворение. Однажды я в сердцах возразил непревзойденному главному редактору Шерхану Муртазе: «Об этой проблеме я только недавно писал, неужели нужно ее непрестанно поднимать?» В ответ услышал: «Эй, Елен, капля камень точит. Так и журналист неустанно должен отслеживать одну и ту же проблему, и она рано или поздно будет решена». Эти слова Шер-ага стали моим журналистским кредо на всю жизнь. Вот почему я в очередной раз возвращаюсь к данной теме на страницах самой уважаемой и читаемой газеты страны «Егемен Қазақстан». Я еще раз хочу обратить внимание общественности на проблему, которая, по сути, является испытанием на зрелость для нынешнего поколения. Итак, какие есть основания для того, чтобы назвать Бауыржана Момышулы настоящим и уникальным общественным деятелем своего времени? Читая его собственные произведения, а также книги и статьи, написанные под его диктовку, можно заметить, что он не был одним из тех младших офицеров, которых тысячи были отправлены на фронт. Да, до начала Великой Отечественной войны у него почти не было боевого опыта. Однако благодаря своему трудолюбию, любознательности к 31 году он наработал солидный военный опыт, а также набрал богатый духовный капитал. Добавьте к этому такие качества, которые отличают настоящего джигита, как обостренное чувство справедливости, исключительная честность. Но чтобы в этой жизни до конца оставаться справедливым и честным, необходимо иметь решительный, смелый характер и чистую совесть. Эти качества были присущи Бауыржану, он никогда не переступал через свою совесть, не наступал на горло справедливости, был честен даже перед страхом смерти. «Чем порхать на крыльях лжи, лучше умереть за честность» - так он в ноябре 1941 года определил для себя принцип жизни, от которого никогда не отступал ни на шаг. Как писал Бауыржан, война безошибочно определяет, кто есть кто. Битва за Москву не только определила, кто такой Бауыржан Момышулы, но и вскрыла недостатки в воспитании молодежи. Казахский народ имел достаточный опыт ведения войны мануфактурного периода, однако в этот раз впервые вступил в войну машинного периода. И как офицер переднего края он быстро понял, что основа будущих побед должна коваться в предвоенной подготовке. Но самым нелепым было то, что выросло поколение молодых людей, не знающих национальной истории, родного языка и народных традиций. А поскольку они не знают национальных ценностей, естественно, притупилось чувство национальной гордости. А армия без духовного стержня никогда не добьется победы, как бы хорошо ее ни вооружали. Следовательно, куда может привести бездуховность? Хорошо знакомый со всемирной историей Бауыржан знал, чем это может обернуться для страны. Поэтому он всеми силами пытался остановить процесс разложения нации, который может стать началом ее краха. Соедини в себе, поэт, Два века воедино. Мудрей отца будь на сто лет, На век моложе сына. Эти слова Бауыржаном написаны 28 декабря 1941 года, когда решалась судьба большого народа. И даже находясь в самом пекле ужасной войны, он писал о том, что нужно уметь усвоить гениальное наследие предков и предвидеть будущее потомков. Это поможет одолеть любого врага. Поэтому он выбрал путь борьбы за такие идеалы. Конечно, Бауке прекрасно осознавал чрезвычайную опасность этого пути. Ведь он вырос на произведениях идеологов Алаша, знал, что за свои идеи они были признаны врагами народа и в 1937-1938 годах полностью истреблены. Да, деятелей Алаша уничтожили, но остались их труды, которые запечатлелись в памяти Момышулы и оставили глубокий след в его сознании, но которые вскоре оказались под запретом. Он знал наизусть произведения Магжана Жумабаева и других. Выходит, что души предшественников наказали Бауыржану встать на этот о-пасный путь борьбы за будущее народа, воспитания молодежи в духе национальных традиций. И неудивительно, что народ особо выделил его из целой плеяды славных героев войны, обласкал его своей любовью. После гибели руководителей Алаша никто не осмеливался продолжить их дело. А народ, лишившись своей опоры в лице алашевцев, с потаенной надеждой ждал, кто же наконец заступит на их место. Такой подвиг совершил не общественный деятель того времени, не ученый, а младший командир, находившийся на фронте. Молва об этом быстро распространилась по степи благодаря узынкулаку. Слава, завоеванная на этой ниве, затмила блеск его боевых подвигов. Теперь понятно, почему Бауке прослыл народным героем. Казахи испокон веков провозглашали батырами тех своих сыновей, которые выходили один на один с вражескими предводителями и побеждали их на поле брани. В казахском понимании народный батыр - это особенный человек, который живет для людей, оберегает их от врагов, выносит справедливые решения по проблемным вопросам, выступает в роли посла в отношениях с другими государствами, отстаивая интересы своего народа. Говоря нынешним языком, и Кабанбай, и Богенбай, и Жанибек тархан, и Койгельды были не просто батырами на поле брани, они были деятелями, занимавшимися судьбами народа. Прославившийся в войне машинного периода, когда обязанности каждого, будь то тыловик или боец в окопе, были расписаны в штабах, Бауыржан стал достойным продолжателем дела своих предшественников. Находясь на переднем крае, Бауыржан не переставал думать о своем народе, будущем его истории и языка, о воспитании молодежи. Сидя в окопах, в перерывах между боями он писал письма руководителям республики, писателям и ученым, в которых ставил животрепещущие вопросы касательно перечисленных выше проб-лем. Это и есть преемственность идей Алаша. Мы же помним, что в 1905 году на Кояндинской ярмарке представители казахской элиты во главе с Алиханом Бокейхановым, Ахметом Байтурсыновым написали в Российскую Думу Каркаралинскую петицию, в которой ставился вопрос о судьбе казахской нации. Этот же вопрос ставился Бауыржаном перед руководителями республики Жумабаем Шаяхметовым, Нуртасом Ондасыновым, Мухамеджаном Абдыхалыковым, но уже в свете новых реалий. Поскольку и время было другим, и ситуация складывалась иначе, Бауке не стал повторять отраженные в петиции вопросы о границе и религии, но смело поднимал проблемы родного языка, изучения национальной истории, публикации документов, доступ к которым был закрыт, возрождения национальных игр, использования национальных традиций в качестве воспитательного инструмента, создания истинной художественной казахской литературы, подготовки молодых национальных кадров и так далее. Также требовал, чтобы особое внимание было обращено на воспитательное значение литературы и искусства. Он не стал ограничиваться одним письмом, а продолжал настойчиво писать обо всех этих проблемах. Не дожидаясь правительственных решений, Бауыржан писал письма такого же содержания Мухтару Ауэзову, Канышу Сатпаеву и другим крупным писателям и ученым. Бауыржан настаивает на том, что партия не преследует цель добивать упавшего… Уничтожать легко, это, в принципе, каждому по силам. Намного труднее помочь, исправить, воспитать. Многие из тех, кто ошибся, не враги же нам. С этими словами Бауыржан встает на защиту всех, кто «перехвалил» Кенесары. Он пишет первому секретарю ЦК Компартии Казахстана Ж. Шаяхметову: похоже, после Кенесары очередной мишенью для критики стала неоконченная книга Мухтара Ауэзова «Ақын аға». Так он заступился за выдающегося казахского литератора и его произведение. Поскольку я не исследовал судьбу этого письма, мне трудно судить, какие были приняты меры. Но важно другое: надо было быть Бауыржаном Момышулы, чтобы с такими претензиями обращаться к первому секретарю. Не каждый герой войны, не каждый полководец, не каждый писатель решился бы на такой смелый шаг. На него способен только человек, который интересы нации ставит выше собственных. Феномен Бауыржана в том, что его слова никогда не расходились с делом. Он не мелочился. Насколько было высоко его самосознание, настолько крупными и значительными были его поступки. В начале 1944 года он вернулся в Казахстан в краткосрочный отпуск в связи с тяжелым ранением и в течение недели читал лекции о войне в Академии наук для научной и писательской элиты страны. Следовательно, Бауыржан Момышулы был не только одним из основателей казахской литературы о Великой Отечественной войне, но и активным организатором. Это еще раз характеризует его не просто рядовым писателем, а писателем-деятелем. Бауыржан написал эти лекции на основе своих же фронтовых записей «Мысли о воспитании боевых качеств». В перерывах между боями, когда солдаты спали глубоким сном, Момышулы брал в руки карандаш и записывал в блокноты свои мысли, потому что ставил перед собой великую цель. Дело в том, что именно с просветительства начиналась подготовка народа к новым историческим реалиям, направление его на истинный путь. Именно в этом заключается причина того, что в начале двадцатого века все деятели Алаша занялись написанием учебных пособий. Необходимость заставила написать поэта Магжана Жумабаева учебник «Педагогика», писателя Жусипбека Аймаутова - «Психология», врача Халела Досмухамедова - «Природоведение», «История казахской литературы». Бауыржан Момышулы остро чувствовал ответственность перед временем и народом, так же как и деятели Алаша, люди высокообразованные, умеющие предвидеть будущее. Поэтому он написал учебное пособие «Психология войны» не только для казахов, участвовавших в войне мирового масштаба, но и для всех советских военнослужащих и специалистов, непосредственно занимающихся воспитанием людей, хотя у него не было специального образования. К сожалению, это пособие постигла участь трудов, написанных деятелями Алаша, и оно долгие годы пролежало в архиве писателя. Единственное, что утешает, так это то, что его труды не пропали даром. «Волоколамское шоссе», написанное Александром Беком под диктовку и на основе дневников Момышулы, стало художественным выражением «Психологии войны» и изучалось в качестве учебного пособия. Дело в том, что Момышулы требовал от автора написать не один из многих романов, а «военно-воспитательное пособие». Более того, он не только выступил главным героем произведения, но и определил его жанр и цель. Бауыржан лимитировал, если можно так выразиться, художественные красивости автора и взял на себя ответственность за точность передачи психологических и военных перипетий. Эти обязательства закреплены в письменном договоре между автором и главным героем. Вот почему 8 декабря 1943 года и 8 декабря 1944 года при обсуждении очередных частей «Волоколамского шоссе» в Союзе писателей СССР в Москве позицию произведения излагал и отстаивал не автор, а Бауыржан Момышулы. Так командир переднего края, прекрасно знавший, в каких книгах нуждаются бойцы на передовой и какая книга способна воспитывать будущих бойцов, вложил свои знания и интеллект в то, чтобы было написано такое произведение, которое впоследствии имело мировой успех и стало бестселлером во многих странах. Произведение получилось легко читаемым, с достоверным сюжетом. Поэтому его читали и дети, и взрослые, и военные, и гражданские люди. Но не все увидели в этом романе учебное пособие, которое учит, каким должен быть боец, как надо воевать. Бауыржан на войне понял, что литература и искусство являются основным инструментом воспитания человека. И при написании собственных произведений он строго следовал своему принципу. Поэтому неудивительно, что его роман «За нами Москва» был переведен на языки многих народов мира и по общему тиражу стал одним из самых массово изданных произведений. Однако Бауыржан не сразу написал книгу «За нами Москва». Он знал, что в послевоенное время был огромный спрос на произведения на военную тематику, в том числе на книги, написанные непосредственными участниками боевых действий. Момышулы даже осознавал, что напиши он тогда роман на военную тему, то стал бы еще более популярным. Но он начал с совершенно другой темы. Его первым произведением стала автобиографическая повесть «Наша семья». И тут невольно задаешься вопросом: а почему вчерашний легендарный фронтовик обратился к своим детским годам, хотя военная тема в то время была «горящей»? А потому, что он больше думал не о своей славе, а о собственном народе. Он хотел показать, каким должно быть воспитание детей. А ведь действительно «Наша семья» есть пособие по воспитанию! Повесть построена на достоверных сюжетах и написана красочным языком о методах воспитания дедушки, бабушки, отца, матери, старшего брата и дяди, невесток, родственников, зятя, учителя. Поэтому она поучительна не только для детей, но и для взрослых. Годы спустя на свет появились «Меня зовут Кожа» Бердибека Сокпакбаева, «Дикая яблоня» Сайына Муратбекова, «Ай мен Айша» Шерхана Муртазы. Каждое из этих произведений является одой детству, написанной истинными мастерами слова. Но ни одно из них не заслонило произведение Момышулы. Напротив, они подчерк-нули особенность его метода писать книги в стиле учебного пособия. Да, перед Бауыржаном, как пример, стояла трилогия «Путь Абая», в которой Мухтаром Ауэзовым с особенной любовью передана среда, в которой воспитывался будущий великий поэт. И он намеревался написать цикл художественных произведений, в которых хотел подчеркнуть, что корни воспитания лежат в богатых народных традициях, показать пути формирования настоящего человека. Но это не было подражанием величию, а являлось гармонией величия. У всех, кто ставит своей задачей беззаветное служение народу, цели и мысли одинаковы. И Мухтар Ауэзов, написавший «Путь Абая», и Бауыржан Момышулы, написавший «Нашу семью», считали священным долгом литератора художественным словом нарисовать путь совершенствования человека, предложенный гениальным Абаем. Их надежды оправдались. Для нашего поколения эстетическое и воспитательное воздействие этих произведений было определяющим. Но тем не менее Момышулы не смог исполнить запланированное. Расхождение между словом и делом, являвшееся характерной чертой Советского Союза, лишило его возможности продолжить «Нашу семью». Пресловутый социалистический реализм требовал от писателя искусственно надуманных образов и деталей. Поняв, что ему не удастся всесторонне и правдиво осветить путь формирования советского человека, он написал произведения, в которых реалистично передал не «систему», а взаимоотношения между людьми. И самыми сложными и объемистыми были произведения на военную тематику. Бауыржану Момышулы не удалось создать в литературе образ совершенного человека. Но собственной жизнью он доказал, что совершенный человек бывает не только в воображении и в литературе, но и на самом деле. В нем можно найти все качества полного человека по определению Абая. Его вовсе не заботили бытовые вопросы, жил очень скромно. Но был человеком высокого интеллекта. К каждому порученному делу относился с чрезвычайной ответственностью и проявил беспримерный подвиг. Для достижения поставленной задачи он ни разу не переступил через совесть, справедливость и человечность, что и отличает его от других людей. «Остановись здесь! А как быть с тем, что конфликты сопровождали его, как и слава?» - такой вопрос тоже закономерен. Многие могут в подробностях рассказывать, где и как он переборщил. Во-первых, полный человек Абая - не бездеятельный святой, который просит милости у высших сил, и не ангел бесплотный. Абай создал модель человека, который посвящает себя борьбе со злом на земле, может стать путеводной звездой для человечества. Бауыржан по всем критериям подходит под эту модель. А то, что порой выходил за рамки такта, то это есть не что иное, как форма протеста обществу, которое отторгало его идеи. Что ему еще оставалось делать, если в борьбе за правду он не мог ни партию создать, ни вести партизанскую войну? В обществе, где ложь прикрывалась правдой, конечно, прямолинейная искренность Бауыржана могла показаться чем-то из ряда вон выходящим. Главный наш судья - это народ. А народ не увидел в его словах и действиях ничего возмутительного, напротив, каждое слово Бауыржана воспринималось как протест против двуличности власти и передавалось из уст в уста. И таким образом истина, высказанная Бауыржаном, мгновенно превращалась в легенду. В сорок шесть лет он завершил военную карьеру и вернулся на родину. Но власть не дала ему работу, не предложила быть депутатом. Однако она не смогла отнять у него народную любовь. Он был лишен официальной трибуны, но народ считал за честь его присутствие на встречах. В газетах и журналах публиковались его рассказы и статьи. Рассказывая о военных подвигах казахстанцев, он не забывал внедрять в сознание читателей идеи Алаша. Таким образом, он внес особый вклад в то, чтобы в сердцах миллионов вновь заполыхал огонь, зажженный деятелями Алаша, чтобы после хрущевской оттепели возродить начатое ими дело, и стал золотым мостом, соединившим нас с ними. В словах и делах Бауыржана народ увидел образ истинного борца и сразу же принял его как деятеля Алаша. И только мы, ученые и писатели, до сих пор не можем последовать примеру народа и называть Момышулы деятелем. В интернет-энциклопедии указано, что кроме активистов партий и движений общественными деятелями могут быть признаны писатели, журналисты, отдельные граждане, которые имеют большой авторитет в обществе. А Бауыржан имел не только огромный авторитет, но и был личностью, оказавшей колоссальное влияние на сознание народа. К сожалению, в энциклопедии «Казахстан» его назвали лишь военным деятелем. Может быть, создатели хотели хоть таким усеченным образом наделить его званием деятеля. На наш взгляд, понятие «военный деятель» крайне тесно для него. Бауыржан Момышулы видный казахский общественный деятель ХХ века, продолжатель дела Алаша, деятель Алаша.Елен АЛИМЖАН, писатель