Меню

Картофельное пюре

Картофельное пюре

Картофельное пюре Картофельное пюре
Фото из открытого источника

Чьи овощи продаются на наших рынках?

В Тараз картофель издавна завозится из соседней Кыргызской Республики. Объемы его импорта росли из года в год, пока Казахстан не стал членом Таможенного союза. Теперь эксперты отмечают интересную деталь: кыргызской картошки на наших рынках становится меньше.  Как известно, основная часть овощей и фруктов завозится к нам через таможенный пост «Айша биби», расположенный в селе Гродеково Жамбылского района. Привозные лук, морковь, картофель, яблоки успешно раскупаются на нашем рынке, составляя конкуренцию местным. Конечно, жамбылцы всю эту продукцию выращивают, но ее почему-то не хватает. Глава крестьянского хозяйства Рамазан Абдуллаев объясняет это вполне уважительной причиной. - Жамбылцы выращивают морковь и лук в достаточном количестве, - говорит он. - Наверное, этого вполне хватило бы для нашего рынка, но многие крестьяне после уборки урожая не спешат продавать его, предпочитая держать на складах до повышения цен в зимний период. Потом эти овощи могут купить предприниматели из России, где цена бывает значительно привлекательнее для перепродажи. Учитывая, что между Россией и Казахстаном нет таможенных пошлин, вывозить лук и морковь становится очень выгодно. Вот и получается: пока жамбылские крестьяне держат урожай в закромах, кыргызы быстренько сбывают свою продукцию. А вот с картофелем ситуация другая. Цена на него в России несколько ниже, чем в Казахстане. Потому неудивительно, что оттуда идут фуры с картошкой. Тем более что в нашем регионе по традиции ее выращивают в значительно меньших объемах. - Многие дальнобойщики уже приспособились к рынку, - говорит Р. Абдуллаев. - В Россию они везут лук и морковь, а в обратном направлении прихватывают картофель. Получается двойная выгода! Отметим, что в области собирается более 130 тысяч тонн картофеля ежегодно. Но своя картошка в основном обеспечивает сельские районы. К тому же зачастую урожайность зависит от поливной воды из… Кыргызстана. Так что без импорта этой продукции не обойтись. - Хотя в былые годы производство картофеля в регионе было налажено на гораздо более высоком уровне, - продолжает собеседник. - Один только Жуалынский район мог обеспечить им себя и областной центр. Сегодня предпринимаются попытки восстановить прежние объемы, но на это потребуется несколько лет. Ведь возделывание картофеля, в отличие от моркови и лука, считается более рисковым производством. Теперь никого не удивляет, что на таразском оптово-розничном комплексе «Ауыл-береке» российской картошки (она имеет специфический темный цвет) стало довольно много. Да и статистика получается весьма любопытной. Так, по итогам 11 месяцев прошлого года внешнеторговый оборот области через таможенный пост «Айша биби» составил пять миллионов долларов с ростом на 0,6 миллиона, причем 90 процентов - это импорт. В свою очередь завозимый в регион товар почти на 98,5 процента состоит из овощей и фруктов. Главным образом речь идет о картофеле (32,4 процента от всей ввезенной продукции), яблоках (23 процента) и болгарском перце (19 процентов). В то же время таможенники отмечают, что за 11 месяцев 2013 года сельхозпродукции было импортировано на 6 тысяч тонн меньше, чем за аналогичный период 2012-го. Выясняется, что поставки картошки в область сократились на пять тысяч тонн. Это, по приблизительным подсчетам, не менее 100 тысяч мешков! - По нашим данным, площади возделывания картофеля в Кыргызской Республике уже в прошлом году были значительно уменьшены, в то же время увеличены посевы фасоли, - говорит главный специалист таможенного поста «Айша биби» Амир Оспанов. - Скорее всего это стало влиянием конкуренции со стороны российских производителей. Факт налицо: таразцы стали покупать больше российской картошки. Сегодня ее средняя цена на том же рынке «Ауыл-береке» составляет 50 - 60 тенге, а кыргызская дороже на 10 - 20 тенге. Себестоимость производства вообще-то в Кыргызстане остается более низкой ввиду дешевой рабочей силы. Но свое дело сделали таможенные пошлины. А с точки зрения потребителя конъюнктура рынка объясняется просто: народ выбирает то, что дешевле.

Шухрат ХАШИМОВ, Виктор БАРБАШ (фото)

Самые читаемые статьи недели: