О техосмотре, правах и «блатных» номерах
Казахстанских автовладельцев в 2014 году ждет масса нововведений. Прописаны они в Законе РК «О дорожном движении», который недавно одобрил Мажилис Парламента Казахстана. Одним из главных новшеств является то, что для новых легковых автомашин на один год продлили срок эксплуатации без техосмотра. То есть машинам до четырех лет проходить обязательный технический осмотр не требуется. Наряду с этим законопроект предусматривает переход от бумажных свидетельств о прохождении техосмотра к электронному контролю. Проверить, прошла ли машина техосмотр, инспектор административной полиции сможет, отправив запрос в базу данных или связавшись с дежурной частью. Эта мера необходима для борьбы с подделками свидетельств. Также для удобства автовладельцев на сайте eisto.kz появится возможность самим проверить наличие информации о прохождении техосмотра автомобиля в базе данных. Более того, в новом законе утверждается единая методика определения стоимости техосмотра. По мнению депутатов, это позволит исключить необоснованное завышение цен. В документе также предусмотрена мера по внедрению ответственности центров техосмотра за ДТП, случившиеся по причине технических неисправностей автомашины, не выявленных при техосмотре. Одним из прогрессивных положений нового закона можно назвать и внедрение системы экстренного вызова при авариях и катастрофах (ЭВАК). Она позволит снизить время реагирования экстренных оперативных служб на ДТП в среднем на 30 процентов. Такая практика давно уже применяется во многих развитых странах. Согласно документу с 1 января 2015 года оснащать устройствами ЭВАК будут пассажирский транспорт и транспорт по перевозке опасных грузов. Автомобили личного пользования не подлежат обязательному оснащению устройствами ЭВАК, но владельцы смогут установить их на добровольной основе. В новой редакции Закона РК «О дорожном движении» изменился и порядок выдачи водительских удостоверений. Предусматривается введение новых образцов водительских удостоверений, которые будут иметь семь категорий и шесть подкатегорий. Также впервые в Казахстане будут регистрироваться все транспортные средства, которые могут развивать скорость свыше 50 километров в час, - мопеды, квадроциклы, мотоциклы. К управлению таким транспортом допускаются только граждане, достигшие 16 лет. Существующие водительские удостоверения будут действовать до срока их окончания. Закон ужесточает ответственность практически по всем правонарушениям в области дорожного движения. Но вместе с тем предусмотрено снижение размера штрафа на 50 процентов, если он платится на месте совершения административного правонарушения или в течение суток с момента его наложения. А в случае его уплаты в течение семи дней - на 30 процентов. Также вводится административная ответственность за нарушение правил стоянки и остановки в местах, отведенных для инвалидов. Есть еще одно новшество, о котором давно говорилось, - легализация и официально установленный порядок продажи так называемых «блатных» номерных знаков. Кроме того, законодатели изменили наказание за превышение скорости более чем на 40 километров в час. Вместо лишения прав теперь это нарушение будет караться штрафом в размере 30 месячных расчетных показателей. А вот водитель, трижды уличенный в разговоре по мобильному телефону, будет лишаться прав на управление транспортом на полгода.Василий МАЗУР