Почему на натуральные продукты спрос ниже
Мы с детства на ночь приучены выпивать стакан молока, а на полдник - кружечку кефира c вкусной сдобной булочкой. Свойства этих напитков знают все не понаслышке. Но в настоящее время о пользе кисломолочных продуктов говорить приходится с большой натяжкой. Что же происходит на рынке? Сегодня прилавки магазинов ломятся от обилия кисломолочных товаров разных производителей. Однако в большинстве своем это ненатуральный продукт. Чтобы выяснить, по каким критериям таразцы выбирают молоко, кефир и какая фирма более популярна, я направилась в крупные магазины города. Администраторы отметили, что часто покупаемыми являются «Мумуня», «Зорькин луг», «Моё», «Айналайын», меркенские кефир и ряженка, а также довольно новая продуктовая линия «Деревня Куликово». Такой выбор обусловливается ценами и вкусовыми качествами. Для среднестатистического таразца, который ежедневно покупает молочную продукцию, цена за один пакет в пределах 170 - 200 тенге вполне приемлема. - Для выпечки чаще всего беру молоко «Айналайын», правда, просто так оно пьется плохо, какой-то вкус специфический. Для употребления покупаю «Молочный бидончик», - говорит бабушка двух внуков Ольга Юхненко. По ее словам, в свое время их семья перепробовала почти весь спектр кисломолочных продуктов, представленных на полках магазинов. И предпочтение отдали все же местным производителям: байзакскому - «Молочный бидончик», а с недавнего времени и кордайскому - «Деревня Куликово». По вкусу они больше похожи на домашние молоко и кефир. А вот Гульнар Айжанова с таким выбором не согласна: - Я считаю, что продукция фирмы«Деревня Куликово» стоит слишком дорого. Особенно для многодетных семей, которых у нас в городе много. Да и портится быстро, день-два - и все. Между тем обе, как и большинство потребителей Тараза, сошлись во мнении, что нынешняя кисломолочная продукция значительно отличается от той, что когда-то была в Советском Союзе. Однако в последнее время ситуация со вкусом и качеством меняется к лучшему. И происходит это благодаря местным производителям. Взять, к примеру, уже упомянутый выше «Молочный бидончик», выпускаемый ИП «Лесняк В.И.» в Байзакском районе. Несмотря на короткий срок годности (от пяти до 14 суток), сегодня здешние молоко и кефир заняли свою нишу на рынке, завоевав признание потребителя. Директор завода Владимир Лесняк короткие сроки хранения объясняет тем, что его товар из натурального сырья. И каких-либо химических добавок для увеличения срока он не применяет. Удалось побывать на ТОО «Куликовский молочный продукт» в Кордайском районе и увидеть весь процесс производства молока, кефира и биопродуктов «Деревня Куликово». Стоит отметить, что продукция завода постепенно завоевывает рынки Жамбылской, Алматинской областей, а также Шымкента, Туркестана, Байконура, Кызылорды. На заводе я запечатлела весь процесс переработки и производства кисломолочных напитков, а директор Ислам Давуз рассказал о работе предприятия. - Сырье мы закупаем у местных и кыргызских фермеров по цене от 80 до 100 тенге за литр. В месяц к нам поступает примерно 70 - 80 тонн молока, которое после очистки и пастеризации направляется на линии. К примеру, сегодня мы выпускаем шесть видов продукции - молоко и кефир жирностью 2,5 и 3,2 процента, ванильную простоквашу «Биоснежка» и диетический однопроцентный кефир «Фитолини», - говорит И. Давуз. Для кефира и «Биоснежки» используются европейские закваски. А с молоком, кроме очистки и пастеризации, больше ничего не делают. Весь процесс автоматизирован: сотрудник только следит за работой линии и фасует готовый продукт в коробки. - Почему продукция быстро портится? На каждой упаковке мы напоминаем, что товар хранится от семи до 14 суток. Это говорит о том, что продукция натуральная, нет никаких примесей и добавок, - объяснил директор. И заметил, что его компания отвечает за качество продукта с момента его вывоза с завода до доставки дистрибьютора. А вот после проследить судьбу товара не всегда удается. Может случиться так, что в магазинах не соблюдаются установленные правила хранения и потребитель получает уже испорченное молоко или кефир. Аналогичная проблема и с ценами. Если товаропроизводитель сдает продукцию в магазины по 160 - 180 тенге, то с торговой накруткой его цена возрастает до 210 - 260. Но это бизнес, а потому производители натуральных продуктов сталкиваются с возвратом товара, который пропадает не по их вине. В конце концов конечный потребитель между натуральными (пусть и скоропортящимися) и ненатуральными продуктами выбирает то, что ему по вкусу. Хотя цена является решающим фактором в выборе товара. Поэтому отечественным производителям стоит обратить внимание на данное обстоятельство и установить ценовые рекомендации магазинам.Виктория САВЕЛЬЕВА, фото автора, Виктора БАРБАША и Алтынбека КАРТАБАЯ
[gallery ids="12218,12219,12217,12216,12215"]