Не перевелись ещё ценители прекрасного
Как казахстанцы проводят культурный досуг, сотрудники бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE выясняли посредством социологического опроса. Его результаты говорят о том, что более трети жителей страны (35 процентов) не посещает театры, музеи и галереи. Участниками опроса стали две тысячи человек из 14 областных центров, городов Астаны и Алматы. На вопросы ответили 69 процентов женщин и 31 процент мужчин старше 16 лет. Как выяснилось в ходе исследования, наиболее популярным видом проведения культурного досуга является театр - 29,2 процента респондентов отдали предпочтение именно ему. Следом идут музеи (10,8 процента) и галереи (5,9 процента). Каждый пятый житель страны бывает в театре или музее только раз в несколько лет. Вопрос о том, насколько активно жамбылцы посещают музеи, театры и выставки, мы задали руководителям культурных учреждений областного центра и получили такие ответы. Бакыт Токсанбаева, директор Жамбылского областного историко-краеведческого музея: - В минувшем году у нас побывало 29506 человек, что на 7620 человек больше, чем в 2012 году. Хорошо налажена работа со школьниками и студентами. После экскурсий проводим для них познавательные викторины. Победителей поощряем благодарственными письмами, подарками и бесплатными билетами в музей. Гости города, в том числе иностранцы, также спешат познакомиться с историей области. Большим успехом пользуются такие культурно-развлекательные мероприятия, как «Ночь в музее», «Свидание в музее», обменные выставки. При музее проходят различные выставки, например, тропических бабочек, птиц. Знакомясь с ними, посетители осматривают и наши экспозиции. На мой взгляд, люди не перестали ходить в музеи. Добавлю, что в нынешнем году мы уделим больше внимания местным художникам. Наряду с персональными выставками заслуженных художников проведем выставки репродукций работ великих мастеров кисти. Надеемся, что желающих увидеть их станет еще больше. Виктория Дадаева, директор Жамбылского областного русского драматического театра: - Я не могу сказать, что люди не ходят в театр. Напротив, по сравнению с прошлыми годами популярность театра возросла. Нет такого дня, чтобы горожане нам не звонили и не интересовались репертуаром. Мы делаем все возможное, чтобы зритель шел к нам с удовольствием, и думаю, что это получается. В репертуаре театра 42 спектакля плюс два театрализованных представления, так что выбор есть. Предлагаем зрителю спектакли разных жанров, не забываем про молодежь и детей. Стоит отметить, что у молодого поколения появился интерес к театру. На премьеры приезжают школьники из районов области. Есть и постоянные зрители, которые делятся с нами своими впечатлениями о спектаклях, мы прислушиваемся к их советам, критике. К счастью, у нас есть меценаты, которые приобретают билеты на спектакли для малоимущих. Наши постоянные зрители мечтают о том, чтобы в городе было два театра. В соседнем Шымкенте их восемь, а в Таразе два ютятся в одном здании. У меня сложилось впечатление, что люди испытывают культурный голод. Когда труппа театра приезжает на гастроли в другие города - Шымкент, Караганду, Актау, везде аншлаги. Эльма Дильдебаева, исполняющая обязанности заведующего выставочным залом Жамбылского областного историко-краеведческого музея: - Начну с того, что мы организуем экспозиции к праздникам, выставки детского творчества, вернисажи местных художников. Наши активные посетители - школьники и студенты. Но некоторые взрослые даже не подозревают, что в городе проходят выставки картин, премьеры спектаклей, откуда их детям знать об этом? А ведь именно в семье закладываются и любовь к творчеству, и азы культурного воспитания. Также необходимо доносить информацию о предстоящих мероприятиях через афиши, средства массовой информации, чтобы люди могли заранее планировать свой отдых. Отрадно, что некоторая часть жителей области предпочитает пустому времяпрепровождению духовное саморазвитие. И все же редакция «Знамёнки» решила провести свой соцопрос на ту же тему. И выяснила, что препятствием к просвещению служит также... общественный транспорт, который заканчивает свою работу в 20.00. После вечернего спектакля домой не добраться, что влечет дополнительные расходы на такси, а это не всем по карману. Другие страдают от недостатка рек-ламы, оповещающей, к примеру, о выставках, и сетуют на то, что в городе мало специальных тумб, предназначенных для афиш и различных объявлений. Третьим по душе отдых на диване с пультом телевизора в руках или общение в социальных сетях Интернета. Некоторые отдыхают в кафе или клубах и не утруждают себя интеллектуальным досугом. Все сказанное - повод всем нам задуматься о своем духовном росте.Марина МЕЛИХОВА